|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Данте Алигьери
Сочинения
стр. 132
ища в нем защиту. О, от скольких падений удерживает нас этот стыд! Сколько бесчестных
побуждений и расспросов приводит он к молчанию! Сколько дурных соблазнов он обезоруживает не
только в человеке стыдливом, но и в том, кто только посмотрит на стыдливого человека! Сколько
гнусных слов он удерживает! Как говорит Туллий в первой книге «Об обязанностях»: «Нет такого
бесстыжего поступка, упоминание о котором не было бы бесстыжим, и потому человек стыдливый и
благородный никогда не выражается так, чтобы слова его были зазорны для женщины. О, сколь
непристойно для человека, пекущегося о своей чести, упоминать о вещах, которые были бы
непристойны в устах любой женщины!»
Стыдливость — это страх перед позором от совершенного проступка; а из этого страха
рождается раскаяние в проступке, несущем в себе горечь, которая есть напоминание о том, чтобы
больше не грешить. Посему тот же поэт в той же книге и говорит, что, когда царь Адраст спросил
Полиника, кто он такой, тот сначала колебался ответить, стыдясь проступка, совершенного им против
отца, а также проступков своего отца Эдипа, которые продолжали позорить и сына; и он не назвал
своего отца, назвав лишь предков, родину и мать. Итак, вполне очевидно, что стыдливость в юном
возрасте необходима.
Но не только послушание, ласковость и стыдливость свойственны благородной натуре в юные
годы, но и красота и стройность тела, как это сказано в тексте: «... прекрасная, она...» При этом
надо иметь в виду, что и это проявление натуры необходимо для нашей доброй жизни; большую часть
действий нашей душе положено производить при помощи телесных органов, а это легче, когда тело
должным образом сложено и соразмерно во всех своих частях. Когда же оно хорошо сложено, тогда
оно красиво в целом и в частях и доставляет наслаждение своей удивительной гармонией, а хорошее
здоровье набрасывает на него покров сладостного для взоров цвета. Поэтому говорить, что
благородная натура украшает свое тело и делает его пригожим и складным, все равно как сказать, что
она доводит его до совершенной упорядоченности, и это, равно как и другие разобранные нами
свойства, по-видимому, необходимо для юности: их-то благородная душа, то есть благородная натура,
и дарует, и их-то в первую очередь она имеет в виду как некое семя, брошенное в нас, как уже
говорилось, Божественным провидением.
XXVI.
После того как был обсужден первый подраздел этой части канцоны, в котором показано, как по
видимым признакам можно распознать человека благородного, нам надлежит перейти ко второму,
который начинается со слов: «Созрев, она умеренна, сильна.» Итак, в нем сказано, что если в
юности благородная натура «нежна, стыдлива и несмела» и украшает собственную особу, то в пору
зрелости она «умеренна, сильна», любвеобильна, куртуазна и честна; эти пять свойств, по-видимому,
да и на самом деле необходимы для нашего совершенства, поскольку мы уважаем самих себя.
Следует помнить, что решительно все, чем благородная натура располагает в первом возрасте, уже
приуготовано и упорядочено благодаря предусмотрительности Природы, которая упорядочивает
единичную натуру, доводя ее до совершенства. Это наше совершенство можно рассматривать двояко:
в его отношении к нам самим, кому оно необходимо в пору зрелости, которая есть вершина нашей
жизни, и в отношении к другим; а так как надлежит быть самому совершенным и уже после этого
передавать свое совершенство другим, то этим вторичным совершенством следует обладать уже
миновав зрелый возраст, то есть в старости, как об этом будет сказано ниже.
Таким образом, здесь надлежит освежить в памяти то, что выше, в двадцать второй главе
настоящего трактата, говорится о влечении, которое рождается в нас с самого начала. Это влечение
проявляется только в стремлении к чему-то или во избежание чего-то; и всякий раз, как человек
стремится к чему-то, что ему нужно и поскольку это ему нужно, и избегает того, чего нужно избегать,
он остается в пределах своего совершенства. Правда, всадником, управляющим этим влечением,
должен быть разум, и, подобно тому как лошадь, предоставленная самой себе, хотя натура ее и была
благородной, ведет себя нехорошо, так же точно и влечение это, которое называют то гневливым, то
вожделеющим, хотя бы оно и было благородным, должно повиноваться разуму, управляющему им,
как хороший всадник, при помощи узды и шпор. Уздой он пользуется тогда, когда влечение
заставляет его к чему-нибудь стремиться, и узда эта именуется
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|