|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Данте Алигьери
Сочинения
стр. 124
текст переходит к искомому определению благородства, благодаря которому можно будет
увидеть, что же такое это благородство, о котором столько людей высказывается ошибочно. Итак,
выводя заключение из сказанного раньше, текст гласит: таким образом, каждая добродетель, то есть
привычный выбор, состоящий в соблюдении середины, будет исходить из него, то есть из
благородства. И в качестве примера приводит цвета: подобно тому как темно-пурпурный есть
производное черного, добродетель есть производное благородства. Темно-пурпурный цвет образуется
из смешения пурпурного и черного, но с преобладанием черного, от которого цвет этот и получает
свое название; точно так же и добродетель есть нечто смешанное из благородства и страсти; но так
как в ней преобладает благородство, то добродетель получает от него свое название и именуется
добротой. Далее, на основании уже сказанного текст утверждает, что никто не смеет «наследным
благородством возгордиться», уверяя, что принадлежит к славному роду, если он сам не обладает
достоинствами своих предков. И тут же поясняет, что Божественным даром благородства наделены
только те, кто не запятнан пороком; а свободу от пороков может даровать только один Бог, для
Которого все равны, как о том свидетельствует Священное писание. И пусть никому не покажется
слишком выспренним выражение:
«.как если б воплотиться Полубожественный в
нем дух стремится.» -
ибо, как это обсуждалось выше, в седьмой главе третьего трактата, если бывают подлейшие и
скотоподобные люди, то точно так же бывают люди благороднейшие и едва ли не бого-нравные, и это
доказывает Аристотель в седьмой книге «Этики», ссылаясь на текст Гомера. Поэтому пусть не
говорит кто-либо из флорентийских Уберти или из миланских Висконти: «Я благороден потому, что
принадлежу к лакомую роду»; ведь Божественное семя упадает не в род, то есть не в семейство, а в
отдельные личности и, как будет доказано ниже, не род делает благородными отдельные личности, а
отдельные личности делают род благородным.
Далее, когда говорится:
«.благородство нам
дарует Лишь Бог»,
основание заложено в приемлющем, то есть в субъекте, к которому Божественный дар
нисходит; и дар этот действительно Божественный, по словам Апостола: «Всякое даяние доброе и
всякий дар совершенный исходят свыше от Отца светов». Таким образом, канцона утверждает, что
только Бог дарует эту милость душе человека, совершенного в пределах своих возможностей,
подготовленного и расположенного к приятию этого Божественного действия. Ибо, согласно словам
Философа во второй книге «О душе», «вещам подобает быть расположенными к воздействию
движущих ими начал и к восприятию их действий». Поэтому, если душа несовершенна в своем строе,
она не расположена к приятию этого благословенного и Божественного влияния; подобно тому как,
если драгоценный камень несовершенен, он не может воспринять Божественной силы, о чем сказал
благородный Гвидо Гвиницелли в одной из своих канцон, которая начинается словами: «Амор
пребудет в благородном сердце.» Душа иного человека может быть несовершенной по своему
складу, в зависимости от возраста этого человека; и в такой душе Божественный луч не воссияет
никогда. Именно люди, душа которых лишена Божественного света, и могут сказать о себе, что они
подобны низинам, обращенным на север, или подземным пещерам, куда солнечный свет никогда не
проникает, а если проникает, то лишь отраженным.
Наконец, канцона выводит заключение и говорит на основании сказанного выше (а именно что
добродетели — плоды благородства и что Бог вкладывает его в благорасположенную душу), что для
некоторых, то есть для тех, кто обладает интеллектом, а их немного, совершенно очевидно, что
человеческое благородство — не что иное, как «семя блаженства», которое
«бросает Божество
Лишь в гармоническое существо», иными словами, в существо, которое во всех отношениях в
совершенстве к тому предрасположено. Ведь если добродетели — плоды благородства, а блаженство
есть наслаждение, ими
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|