|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Данте Алигьери
Сочинения
стр. 123
вторая часть со слов: «И как темно-пурпурный не исчез.»
Для уяснения себе первой части необходимо вспомнить сказанное выше, а именно что если
благородство важнее и простирается далее, чем добродетель, то добродетель будет тем скорее
проистекать из него. В настоящей части это и доказывается; и канцона приводит для примера небо,
говоря, что всюду, где добродетель, там и благородство. При этом следует иметь в виду, что, согласно
Закону и его нормам, в случаях, когда речь идет о вещах, которые очевидны сами по себе, нет
надобности в доказательстве; но нет ничего очевиднее того, что всюду, где добродетель, там и
благородство, и мы обычно наблюдаем, что каждая вещь по природе своей добродетельная
называется благородной. Итак, текст гласит: «.где звезда, там небо.» — но неверно, будто
всюду, где небо, там и звезды: так и благородство всюду, где добродетель, но добродетель вовсе не
всюду, где благородство; пользуясь прекрасным и подходящим сравнением, скажу, что поистине
благородство есть небо, в котором сияют многие и различные звезды. В благородстве же сияют
интеллектуальные и нравственные добродетели; в нем сияют добрые склонности, данные нам
природой, то есть жалость и благоговение, а также похвальные страсти, как-то стыдливость,
сострадание и многие другие; сияют в нем и телесные достоинства, как-то красота, сила и как бы
неизменное здоровье. У благородства столько звезд, рассеянных по всему небу, что, конечно,
неудивительно, если в человеческом благородстве произрастают многие и различные плоды;
благородство настолько многообразно по своей природе и возможностям, включаемым и
объединяемым в единой простой субстанции, что его плоды как бы рождаются на разных ветвях. И я
впредь осмеливаюсь утверждать, что человеческое благородство, поскольку это касается множества
его плодов, превосходит благородство ангела, хотя ангельское в целом и более Божественно. Это
наше благородство, приносившее столь многочисленные и столь замечательные плоды, и имел в виду
Псалмопевец, когда сочинял тот псалом, который начинается словами: «Господи, Боже наш! как
величественно имя Твое по всей земле!» — где он восхваляет человека, как бы поражаясь
Божественной страсти в этой человеческой твари, говоря: «Что есть человек, что Ты помнишь его и,
сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты умалил его перед ангелами и честью увенчал
его; поставил его владыкою над делами рук Твоих». Итак, поистине прекрасным и подходящим было
сравнение неба с человеческим благородством.
Далее, когда текст гласит: «Тот в юной даме.» — он доказывает, что благородство
простирается туда, где нет добродетели. И далее:
«.господство
Совсем иных чудес»,
касаясь благородства, которое и есть истинное здоровье, говоря, что оно находится там, где есть
стыдливая робость, то есть боязнь бесчестия, свойственная женщинам и молодым людям, в которых
стыдливость хороша и похвальна; такая стыдливость есть не добродетель, но похвальное чувство.
Того же мнения придерживается философ в четвертой книге «Этики»: «Стыдливая робость не есть
свойство стариков и людей погруженных в науку и не приличествует пожилому возрасту», людям
преклонных лет и ученым подобает остерегаться тех вещей, которые заставляли бы их стыдиться. От
молодых же людей и от женщин не требуется столько предосторожностей, и потому в них похвальна
боязнь получить за бесчестие по заслугам; ибо боязнь эта происходит от благородства и может
считаться и называться в них благородством, подобно тому как бесстыдство может называться
низостью и подлостью. Посему лучше всего выражен признак благородства у детей, когда после
падения на землю на лице их вспыхивает краска стыда, который в таком случае и есть плод истинного
благородства.
XX.
Когда дальше говорится:
«И как темно-пурпурный не исчез
Цвет в черном....» -
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|