|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Данте Алигьери
Сочинения
стр. 119
врожденного недостатка, как у умалишенных; либо от изменений в мозгу, как у буйных. Эти
умственные болезни и имеет в виду закон, когда в Инфортиатумс говорит: «Нужно требовать, чтобы
тот, кто составляет завещание, и тогда, когда он его составляет, был здоров не телом, а умом».
Поэтому я утверждаю, что для интеллектов, которые не страдают душевным или телесным недугом,
но свободны, не ущербны и здоровы, должно быть очевидной истиной, что мнение тех людей, о
которых говорилось, — пустое, то есть не имеет никакой цены.
Далее канцона добавляет, что я, таким образом, считаю эти мнения ложными и пустыми и
потому их отвергаю:
«Но с мыслию такой
Не соглашусь».
Затем я говорю, что пора перейти к доказательству истины, а именно к рассмотрению того, что
есть благородство и как оно распознается в человеке, им обладающем. И это я говорю там, где
сказано:
«Скажу я в заключенье,
Чтоб обрести достойных мыслей строй,
О знатности.»
XVI.
«Царь же возвеселится о Боге, восхвален будет всякий, клянущийся Им, ибо заградятся уста
говорящих неправду». Слова эти я поистине вправе предпослать настоящей главе, ибо каждый
истинный царь должен больше всего возлюбить истину. Недаром в Книге Премудрости написано:
«Итак, властители народов, если вы услаждаетесь престолами и скипетрами, то почтите премудрость,
чтобы вам царствовать вовеки», свет же премудрости и есть истина. Таким образом, я утверждаю, что
каждый царь возрадуется потому, что опровергнуто лживейшее и вреднейшее мнение тех злых и
обманутых людей, которые по сие время произносят о благородстве нечестивые слова.
К рассуждению об истине надлежит приступить, придерживаясь того подразделения, которое
сделано в третьей главе настоящего трактата. Итак, эта вторая часть, которая начинается со слов: «От
корня одного берут начало.» — ставит себе целью установить согласно истине границы
благородства; делится же эта часть на две половины, а именно: в первой предполагается показать, что
такое благородство; во второй предполагается показать, как возможно распознать того, в ком оно
есть: а начинается эта вторая половина со слов: «Душа, украшенная даром Бога.» Первая часть в
свою очередь делится пополам: в первой половине исследуются некоторые вещи, необходимые для
выяснения определения благородства, во второй исследуется его определение. Вторая часть
начинается со слов: «Где добродетель, там и благородство.»
Дабы полностью включиться в ход рассуждения, необходимо прежде всего рассмотреть две
вещи: первое — что же разумеется под словом «благородство» как таковым; второе — каким путем
следовать в поисках вышеупомянутого определения. Итак, я утверждаю, что, если мы хотим
считаться с обычным словоупотреблением, под словом «благородство» разумеется совершенство
собственной природы в каждой вещи. Поэтому слово это прилагается не только к человеку, но и ко
всему без исключения, — ведь человек называет благородным и камень, и растение, и коня, и сокола
— все, что по природе своей оказывается совершенным. Поэтому Соломон и говорит в Екклезиасте:
«Блого тебе, земля, когда царь у тебя из благородного рода», а это все равно как сказать, что царь
душевно и телесно совершенен, и еще: «Горе тебе, земля, когда царь твой отрок», то есть человек
несовершенный: ведь человек бывает ребенком не только по возрасту, но и по своим необузданным
нравам, по жизненной своей неполноценности, что подтверждает и Философ в первой книге «Этики».
Правда, есть и такие безумцы, которые полагают, что под словом «благородный» разумеется тот, кого
«многие поминают и многие знают», и говорят, что оно происходит от глагола «nosco», означающего
«знать». Но это величайшая ошибка;
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|