|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Данте Алигьери
Сочинения
стр. 115
Симониду, и говорит в десятой книге «Этики», что «человек должен как можно больше стремиться к
вещам Божественным». В первой же книге «Этики» он говорит, что «человек ученый требует
достоверности в познании вещей в соответствии с той мерой достоверности, которую можно
получить от их природы»; этим он показывает, что следует рассчитывать на конечность не только со
стороны человека в его стремлениях, но и со стороны того предмета познания, к которому он
стремится. Недаром Павел говорит: «Знать не больше, чем знать положено, но знать в меру». Таким
образом, как бы ни понимать стремление к науке, будь то в общем или в частном смысле, оно есть
стремление к совершенству, ибо наука обладает совершенством совершенным и благородным и от
стремления к ней своего совершенства не теряет, как теряют его проклятые богатства.
Насколько же последние вредны, когда ими владеешь, надлежит вкратце показать, так как это и
есть третий признак их несовершенства. То, что владение ими приносит вред, можно усмотреть из
двух доводов: первый — это то, что они причиняют зло; второй, что они — отсутствие добра. Они —
причина зла уже потому, что владелец их, будучи вынужден нести над ними бдение, становится
робким и озлобленным. Каких только страхов не натерпится тот, кто в пути или дома не только наяву,
но и во сне, чувствуя себя обладателем богатств, боится потерять не только имущество, но и свою
жизнь. Это хорошо знают несчастные торговцы, которые странствуют по свету и которых, когда они
возят при себе богатства, даже листья, шелестящие на ветру, вгоняют в дрожь; когда же у
путешественников ничего нет, они без тревог коротают свой путь песнями и всякими утехами.
Недаром мудрец говорит: «Если бы путник отправился в дорогу налегке, то он распевал бы песни
даже перед лицом грабителей. И это же хочет сказать и Лукан в пятой песни, когда он, хваля бедность
за даруемую ею безопасность, говорит: "О ты, надежная сила бедной жизни! О вы, тесные хижины и
скромный скарб! О вы, еще не познанные богатства богов! В каких храмах и в каких чертогах можно
было не убояться никакой резни, когда десница Цезаря постучалась в дверь?" Лукан же говорит это,
когда повествует о том, как Цезарь вошел ночью в хижину рыбака Амикланта, чтобы переправиться
через Адриатическое море. И какую ненависть питает каждый человек к обладателю богатствами
либо от зависти, либо от желания присвоить себе его имущество! И поистине дело часто доходит до
того, что вопреки должному почтению сын мечтает о смерти отца: и величайшим и очевиднейшим
примером тому являются латиняне, проживающие в долине По или в долине Тибра! Недаром Боэций
во второй книге своего "Утешения" говорит: "Поистине алчность делает людей
человеконенавистниками".
Обладание богатствами есть в то же время и отсутствие добра. В самом деле, люди, владея ими,
не проявляют щедрости — добродетели, в которой заключено совершенное добро и которая окружает
людей сиянием и всеобщей любовью. Поэтому Боэций в той же книге и говорит: «Деньги хороши
лишь тогда, когда ими больше не владеешь и проявляешь свою щедрость, передавая их другим». Из
этого с достаточной очевидностью вытекает и низменность богатств, со всеми присущими ей
признаками. И потому человек, которому присущи справедливые стремления и истинные познания,
никогда не питает любви к богатствам, к ним не привязывается, но всегда старается их от себя
отстранить, за исключением случаев, когда они предназначаются для какой-нибудь необходимой
услуги другому человеку. И это разумно, ибо совершенное не может сочетаться с несовершенным,
почему мы и видим, что кривая линия никогда не совпадает с прямой, а если между ними и бывает
какое-нибудь совпадение, то не линии с линией, а лишь точки с точкой. И отсюда следует, что дух,
который прям в своих устремлениях и истиннолюбив в своем познании, от утраты богатств не
меняется, как это и говорится в тексте канцоны, в конце этой ее части. И ради этого текст и старается
показать, что богатства — не что иное, как река, протекающая у прямой башни разума и
благородства, и что потому эти сокровища не могут отнять благородство у того, кто ими обладает.
Вот с какой точки зрения в настоящей канцоне рассматриваются и осуждаются богатства.
XIV.
После того как опровергнуто заблуждение некоторых относительно богатства, остается
оспорить его и в той части, где утверждается, что причиной благородства является время, и говорится
о «древнем богатстве». Опровержение же это происходит в той части канцоны, которая
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|