|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Данте Алигьери
Сочинения
стр. 113
умножить то, чем они владеют, но и от страха это потерять». И все это — слова Туллия, и так они и
записаны в той книге, которую я назвал. А для нового подтверждения несовершенства богатств
приведу еще слова Боэция из той же книги «Об утешении»: «Если бы богиня богатства отпускала
людям столько же благ, сколько песку вздымает море, волнуемое ветром, и сколько сияет звезд на
небе, род человеческий все равно не перестал бы плакать». Для доказательства этого необходимо
привлечь еще большее количество свидетельств, вспомнив все, что говорили против богатства
Соломон и его отец; Сенека (в особенности в посланиях к Луциллию), Гораций, Ювенал — словом,
любой писатель, любой поэт, и все то, что правдивое Божественное писание приводит против
богатств, этих лживых блудниц, полных всяческой скверны; и, чтобы убедиться в этом, достаточно
представить себе жизнь того, кто за ними следует, посмотреть, в какой уверенности он живет, когда
он хоть что-нибудь себе скопил, и какое от этого испытывает успокоение и отдохновение. А что
другое ежедневно угрожает городам, странам и отдельным лицам и губит их, как не неожиданное
скопление имущества в руках кого-либо одного? Скопление же это обнаруживает новые вожделения,
удовлетворить которые невозможно не причинив кому-нибудь вреда. И на что другое направлены
раздумья обоих законодательств — я говорю о праве церковном и гражданском, — как не на борьбу с
алчностью, разрастающейся по мере накопления богатств? Это с достаточной очевидностью
обнаруживает и тот и другой законы, если прочитать их начальные положения, — я говорю о законах
писаных. О, насколько же очевидно, даже слишком очевидно, что увеличивающиеся богатства во всех
отношениях несовершенны, ибо ничего, кроме несовершенства, от них родиться и не может,
поскольку их держат для себя. Это и сказано в тексте канцоны.
По правде говоря, здесь возникает сомнение или, вернее, вопрос, которого миновать нельзя, не
поставив его и на него не ответив. Иной хулитель истины мог бы сказать, что если богатства,
стремление к которым разрастается по мере их накопления, несовершенны, а потому и низменны, то
по той же причине несовершенна и низменна также и наука, стремление к которой всегда
увеличивается по мере приобщения к ней; недаром Сенека говорит: «Если бы я одной ногой был уже
в могиле, я все еще хотел бы учиться». Однако неверно, что наука низменна от несовершенства; таким
образом, если отпадает вывод, то увеличение стремления не является для богатств причиной их
низменности. А совершенство науки явствует из положения Философа в шестой книге «Этики»,
гласящего, что наука служит совершенным обоснованием для целого ряда вещей.
На этот вопрос надлежит вкратце ответить; однако сначала следует рассмотреть, увеличивается
ли стремление к знаниям по мере их накопления, как это утверждает вопрос, и существует ли на то
разумное основание. Поэтому я утверждаю, что не только от приобретения знаний и богатств, но и от
любого приобретения человеческое желание разрастается, хотя в разных случаях по-разному, и вот
почему. Предел стремлений каждой вещи, стремлений, изначально вложенных в нее самой природой,
есть возвращение к своему началу. А так как Бог — Начало наших душ и Создатель их по Своему
подобию (как написано: «Сотворим человека по образу Нашему и подобию»), то и душа больше всего
стремится вернуться к этому началу. И подобно путнику, который идет по дороге, по которой он
никогда не ходил, и принимает каждый дом, увиденный им издали, за постоялый двор, но,
убедившись, что это не так, переносит свои надежды на другой дом, и так от одного дома к другому,
пока не дойдет до постоялого двора, — так и душа наша, едва ступив на новый и еще неведомый ей
путь этой жизни, направляет свой взор на высшее свое блого как на предел своих мечтаний и потому
думает, что оно пред ней всякий раз, как она увидит вещь, которая кажется душе носительницей
какого-то блага. А так как знания души поначалу несовершенны, поскольку она еще неопытна и
ничему не обучена, малые блага кажутся ей большими, а потому о них она прежде всего и начинает
мечтать. Так, мы видим, что малыши мечтают о яблоке, затем, когда подрастают, мечтают о птичке;
еще позже — о красивой одежде, а со временем — о коне, потом о женщине; а потом мечтают о
небольшом богатстве, затем о большом и еще большем. Происходит же это потому, что душа, не
находя ни в одной из этих вещей того, что ищет, надеется обрести искомое в дальнейшем. И мы
видим, что в глазах нашей души одним желаемым загораживается от нас другое, образуя как бы
пирамиду, и самое маленькое закрывает собою сначала все другие и служит как бы исходной точкой
для предельно желаемого, которое есть Бог и которое является как бы основанием всей пирамиды.
Таким образом, чем дальше продвигаться от вершины к основанию, тем обширнее кажутся предметы
наших желя
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|