|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Данте Алигьери
Сочинения
стр. 112
няется разуму, тем меньше подчиняется он судьбе». И я говорю, что наследства, завещанные и
прямые, чаще достаются злым, чем добрым; и в подтверждение сего я никакого свидетельства
выдвигать не собираюсь, но пусть каждый окинет взором своих ближайших соседей, и он увидит то, о
чем я умалчиваю, дабы никого не очернить. Так, да соблаговолил бы Господь, чтобы исполнилось то,
о чем просил Провансалец: чтобы тот, кто не унаследовал добродетели, потерял право наследования и
на имущество! И, повторяю, случайные богатства чаще достаются злым, чем добрым; ведь
недозволенные приобретения никогда не становятся достоянием добрых, так как добрые от них
отказываются. И какой добрый человек будет приобретать силой или обманом? Это было бы
невозможно, ибо он не был бы добрым уже потому, что выбрал недозволенное. Да и дозволенные
богатства редко достаются добрым, так как богатство требует больших забот, а заботы добрых людей
направлены на более важные вещи. Отсюда явствует, что богатства добываются несправедливо;
Господь наш назвал их несправедливыми, когда говорил: «Приобретайте себе друзей богатством
неправедным», побуждая и поощряя людей к щедрости в благодеяниях, которые порождают друзей. И
сколь выгодную сделку заключает тот, кто отдаст толику этих несовершеннейших благ, чтобы
получить и приобрести блага совершенные, как-то сердца добродетельных людей! Такая сделка
может заключаться ежедневно. Конечно, это новый вид торговли, когда, предполагая купить человека
ценой одного оказанного ему благодеяния, покупаешь сразу тысячи и тысячи людей. И в чьем сердце
до сих пор еще не жив Александр за его царственные благодеяния? В чьем еще не живет добрый
король Кастилии, или Саладин, или добрый маркиз Монферрато, или добрый граф Тулузский, или
Бертран де Борн, или Галассо Монтефельтро? Когда упоминаются их подвиги, то о них с любовью
вспоминают не только те, кто охотно поступали бы так же, как они, но и те, кто предпочли бы скорее
умереть, чем поступить так же.
XII.
Как уже говорилось, несовершенство богатств сказывается не только в их появлении, но также
и в опасном их накоплении, но, коль скоро именно в последнем обнаруживается их порочность, текст
канцоны упоминает только об этом, говоря: «Но где предел стяжанья?» Богатства не только не
успокаивают, но вызывают еще большую жажду, делая человека еще более порочным и
несостоятельным. При этом надо помнить, что вещи порочные могут обладать скрытыми на первый
взгляд пороками и что несовершенство скрывается часто под видом совершенства; но пороки могут
быть и полностью очевидными, так что несовершенство познается с первого же взгляда. И те вещи, в
которых не сразу удается обнаружить их пороки, наиболее опасны потому, что от них невозможно
себя уберечь; таков предатель, который с виду кажется другом и заставляет себе доверять, скрывая
под личиной дружбы свой порок — недружелюбие. Точно так же несовершенны богатства, поскольку
накопление их опасно, ибо они приносят обратное тому, что сулят. Эти лживые предатели,
накопленные в известном количестве, всегда сулят всяческое удовлетворение тому, кто их накопил, и
этими посулами завлекают человеческую волю и ввергают ее в порок алчности. Поэтому Боэций в
упоминавшейся книге «Об утешении» называет их опасными, говоря: «Увы! кто был первым,
выкопавшим из земли грозные драгоценности — засыпанные слитки золота и каменья, которые
хотели оставаться скрытыми?» Эти лживые предатели обещают утолить любую жажду, восполнить
любую нехватку и принести насыщение и довольство; и они это и делают с каждым человеком и
поначалу подкрепляют свои обещания, исполняя известное их количество; а потом, после того как
они накопились, они вместо утоления и охлаждения причиняют лихорадочную, невыносимую жажду
в груди; и вместо довольства ставят перед желанием новый, еще больший предел, и вместе с тем
дрожат над уже приобретенным. Так что поистине богатства не успокаивают, но приносят еще
больше тревог, которых без них не было. Недаром Туллий, выражая свою ненависть к богатствам,
говорит в книге «О Парадоксе»: «Я никогда, конечно, не причислял к вещам хорошим и желанным ни
деньги их, ни роскошные дома, ни богатства, ни владения, ни радости, которыми они особенно
дорожат, так как я доподлинно видел, что люди, обладавшие изобилием всего этого, особенно
мечтали обладать именно тем, чем они обладают в изобилии. Ведь жажда, возбуждаемая алчностью,
никогда не удовлетворяется и не утоляется; и люди эти терпят муку не только от желания
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|