|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Данте Алигьери
Сочинения
стр. 111
ем воображении предварительно не сделался таким, какой она должна быть. К тому же богатства не
могут и отнять благородство потому, что они от него далеки, тогда как на основании сказанного выше
все, что изменяет или искажает какую-нибудь вещь, должно быть с ней связано. И потому канцона
добавляет:
«И башню не сгибает
Река, что издалека протекает»,
а это не что иное, как новое подтверждение того, что богатства, которые можно сравнить с
рекой, текущей издалека, не могут поколебать благородство, уподобленное здесь устойчивой башне.
XI.
Теперь остается только доказать, что богатства низменны и что они не связаны с благородством
и далеки от него; а доказывается это в двух небольших разделах текста, к которым в настоящее время
нам и надлежит обратиться. А затем, после того как они будут истолкованы, станет очевидным то, о
чем я говорил, а именно что богатства низменны и далеки от благородства. И, таким образом, будут
полностью доказаны вышеприведенные доводы против богатства. Итак, я говорю: «Богатства подлы
желанья.» А для ясности необходимо помнить, что низость любой вещи выводится из ее
несовершенства и точно так же ее благородство — из ее совершенства: следовательно, насколько
вещь совершенна, настолько она и благородна; насколько же она несовершенна, настолько она и
низменна. А потому если богатства несовершенны, то они, очевидно, и низменны. А то, что они
несовершенны, вкратце доказывается в тексте, когда в нем говорится: «... но где предел стяжанья?»
— из чего явствует не только их несовершенство, но и то, что свойства их особенно несовершенны и
что сами они поэтому и особенно низменны. О чем свидетельствует Лукан, когда он, обращаясь к
богатствам, говорит: «Законы погибли без сопротивления; сражение же затеяли вы, богатства, самое
низменное, что есть в природе».
Несовершенство их может, коротко говоря, быть обнаружено в трех обстоятельствах: прежде
всего — в их непредвиденном появлении; во-вторых, в их опасном умножении; в-третьих, в том, что
обладание ими вредно. Но прежде чем я это докажу, надлежит рассеять одно сомнение, которое при
этом как будто возникает: а именно, поскольку золото, жемчуга и угодья по существу своему
совершенны по форме и по содержанию, постольку, видимо, неправильно утверждать, что они
несовершенны. И все же не надо забывать, что, будучи рассматриваемы сами по себе, они
совершенны — не богатства, но просто золото и жемчуга, однако, как только они превращаются в
собственность человека, они становятся богатством и тем самым исполняются несовершенства. В том,
что одна и та же вещь, рассматриваемая с разных точек зрения, бывает одновременно и совершенной
и несовершенной, нет ничего удивительного.
Я утверждаю, что их несовершенство прежде всего может быть замечено в неожиданности их
появления, в котором не видно никакой справедливости распределения, но почти всегда полная
несправедливость, каковая и есть главное проявление несовершенства. В самом деле, если
рассматривать способы их появления, то все они могут быть подразделены на три разновидности:
либо они появляются по чистой случайности благодаря какой-нибудь непредвиденной находке; либо
они приходят случайно, но с помощью закона, как, например, по завещанию или в силу взаимно
согласованного наследования; либо когда случай помогает закону, как, например, благодаря
дозволенному или недозволенному приобретению: дозволенному, говорю я, в тех случаях, когда это
приобретение есть вознаграждение за искусство, за товар или за услугу; недозволенному, говорю я,
когда оно совершается путем воровства или грабежа. Но в каждой из этих трех разновидностей видна
та несправедливость, о которой я говорю, ибо скрытые богатства, обнаруженные или вновь
найденные, достаются чаще всего злым, а не добрым людям; и это настолько очевидно, что не требует
доказательства. И действительно, я сам видел в Тоскане, на склоне горы по имени Фальтероне, то
место, где самый грубый мужлан во всей округе, копая землю, нашел кучу сантелен из тончайшего
серебра, которые, быть может, больше тысячи лет его дожидались. О подобного рода случаях
Аристотель сказал, что «чем больше человек подчи
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|