|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Данте Алигьери
Сочинения
стр. 110
Итак, я говорю, что
«тот, кто молвил, что людей природа
Лишь дерево с душою»,
лжет, называя человека деревом; а кроме того, что он
«всю ложь, идя дорогою кривою,
Домыслить не сумел»,
то есть в этом суждении есть изъян, поскольку он называет дерево одушевленным, не добавляя,
что оно разумное, а в этом и заключается разница между человеком и зверем. Далее я пишу, что таким
образом в определении своем ошибался тот, кто «правил царством»: я не говорю «император», но
«тот, кто правил царством», чтобы показать (как уже отмечалось выше), что определять подобное
понятие не входит в обязанность императора. Далее я говорю, что равным образом ошибался тот, кто
вложил в понятие благородства неверное содержание, разумея под ним «древнее богатство», а затем
перешел к «ущербной форме» или частному признаку, то есть к «изящным нравам», которые не
исчерпывают всех формальных признаков благородства, но лишь весьма ничтожную их часть, как это
будет показано ниже. И хотя текст об этом и умалчивает, не следует упускать из вида, что мессер
император в этом отношении ошибался не только в отдельных частях своего определения, но также и
в самом методе определения, хотя он, как гласит молва, и был великим логиком и ученым;
действительно, определение благородства было бы достойнее выводить из поступков, а не из начал,
хотя и кажется, что оно само по смыслу есть начало, поддающееся определению не через первичные
признаки, а только через вторичные. Далее, когда я говорю:
«Богатство — благородства не предел,
Не уменьшает и не умножает Его.»
-
я показываю, что оно не может быть причиной благородства потому, что оно низменно; и
показываю, что оно не может лишить благородства потому, что оно весьма от него далеко. И я
доказываю, что оно низменно на основании одного величайшего и очевиднейшего недостатка; и я это
делаю, когда говорю: «Богатства подлы желанья.» Наконец, я на основании сказанного выше делаю
вывод, что праведная душа не меняется в зависимости от большего или меньшего богатства; а это и
служит доказательством того, что оно с благородством не связано, поскольку результатов такой связи
не наблюдается. При этом надо помнить, что, согласно мнению Философа, любая вещь, являющаяся
причиной возникновения другой вещи, должна непременно нести ее в себе; почему он и говорит в
седьмой книге «Метафизики»: «Прежде чем одна вещь порождается другой, она существует в ней».
Кроме того, следует помнить, что каждая вещь, которая изменяется к худшему, претерпевает это
изменение в том случае, если ему предшествует какое-нибудь изменение, и каждая изменившаяся
вещь должна быть связана с причиной изменения, как говорит Философ в седьмой книге «Физики» и
в первой книге «О возникновении». Следуя далее, я утверждаю, что богатство не может, как это
думали иные, дать благородство; а дабы показать, что богатство сильно от него отличается, я
утверждаю, что богатство не может отнять благородство у того, кто им обладает. Дать его оно не
может потому, что богатство низменно и своей низостью противоречит благородству. И здесь под
низостью разумеется вырождение, которое противополагается благородству; так как одна
противоположность никогда не производит и не может произвести другой по вышеназванной
причине, которая в качестве краткого добавления в тексте гласит:
«То примет полотно,
Во что себя художник превращает».
Действительно, ни один живописец не мог бы создать ни одной фигуры, если бы он в сво
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|