|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Данте Алигьери
Сочинения
стр. 108
императорский авторитет был создан для совершенствования человеческого общежития, и что этот
авторитет по праву упорядочивает и направляет все наши действия, и что, следовательно,
императорская власть правомочна в тех границах, в каких простираются наши действия, и за эти
пределы не выходит. Однако подобно тому, как каждое человеческое действие в известных пределах
ограничено императорской властью, так и эта власть заключена Богом в известные пределы; и не
удивительно, если мы видим, что деяния природы также ограничены во всех ее проявлениях. В самом
деле, если мы пожелаем обратиться к природе всей Вселенной, то увидим, что законы этой природы
распространяются на весь мир (я говорю о небе и о земле); но и этот мир имеет определенные
границы, как это доказывается в третьей книге «Физики» и в первой «О небе и Вселенной». Таким
образом, действие законов природы вселенской ограничено определенными границами, а
следовательно, и действие законов природы в отдельных ее областях; но и в таком случае
ограничивает их то, что ничем не ограничено, а именно изначальное блого, то есть Бог, который Один
только и вмещает в Себе бесконечность.
Для рассмотрения же границ наших действий надо помнить, что истинно нашими являются
лишь те действия, которые подчинены разуму и воле; такое же действие, как пищеварение, зависит не
от самого человека, а от природы. Надо также помнить, что разуму нашему подчинены четыре вида
действий, которые должны рассматриваться по-разному: так, бывают действия, которые разум только
учитывает, но ни одного из них он не производит и производить не может, каковы природные явления
естественные и сверхъестественные, а также математические; но бывают также действия, которые он
и учитывает, и производит по собственному своему почину и которые называются разумными,
каковы искусства речи; бывают и такие, которые он и учитывает, и производит, но лишь в материи,
находящейся вне его, каковы искусства механические. И все эти действия, хотя с ними и считается
наша воля, сами по себе нашей воле не подчинены; в самом деле, если бы мы захотели, чтобы
тяжелые предметы поднимались вверх, а силлогизм с ложными предпосылками имел истинное
заключение, а покосившийся дом был столь же устойчив, как и прямой, это не могло бы случиться,
поскольку сие не зависит от нас, всего лишь свидетелей создавшегося положения, бессильных его
изменить. Другой, высший Создатель создал это положение. Есть и другие действия, которые наш
разум рассматривает как проявление воли, как-то: нанесение обиды и оказание помощи, или
стойкость и бегство во время сражения, или целомудрие и сладострастие — они всецело подчиняются
нашей воле, а потому, судя по этим действиям, нас называют праведными или грешными, ибо они —
в нашей власти, а ведь действия наши простираются настолько, насколько это доступно нашей воле.
А так как во всех этих действиях существует некая справедливость, которую следует соблюдать, и
некая несправедливость, которой следует избегать (справедливость эта может быть утрачена по двум
причинам: либо от незнания ее существа, либо от нежелания ей следовать), то и был изобретен
писаный Закон, который ее определял и предписывал. Поэтому Августин и говорит: «Если бы ее — то
есть справедливость — люди знали и, зная, соблюдали, писаный Закон был бы не нужен», недаром в
«Старых Дигестах» значится: «Писаный Закон есть искусство добра и справедливости». Для
составления, обнародования и исполнения этого закона и существует то должностное лицо, о котором
идет речь, а именно император, которому мы подчинены ровно настолько, насколько простираются
упомянутые выше собственные наши действия. На этом основании в каждом искусстве и в каждом
ремесле художники и ученики подчиняются и должны подчиняться наиболее искушенному в этих
ремеслах и в этом искусстве; но за пределами этого подчинение прекращается, так же как
прекращается и главенство. Так что можно было бы сказать об императоре, если угодно образно
представить его обязанности, что он как бы всадник, объезжающий человеческую волю. А как этот
конь носится по полю без всадника, видно и так, в частности на примере несчастной Италии,
предоставленной собственному управлению без всякой помощи!
Следует иметь в виду, что чем более непосредственное отношение имеет предмет к самому
искусству или мастеру, тем больше он требует подчинения; ведь если умножить причину, то
умножается и действие. Посему надо помнить, что существуют виды деятельности, которые те же
искусства, поскольку орудием искусства служит природа, как-то: плавание на веслах, где искусство
делает своим орудием толчок, который есть движение природное; или сушка зерна, когда искусство
делает своим орудием тепло, которое есть свойство природное; и в этих случаях следует особливо
подчиняться наиболее искушенному в данном искусстве. Но есть области, где искусство целиком
орудие природы, и в них меньше искусства; и в них мастера в меньшей сте
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|