|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Данте Алигьери
Сочинения
стр. 102
зумнейшие и подлейшие зверьки, принимающие пищу наподобие людей; вы дерзаете говорить против
нашей веры и, орудуя веретеном и мотыгой, мните познать то, что столь премудро устроено самим
Богом! Будьте же прокляты и вы, и ваше зазнайство, и те, кто вам верят!
И, как говорилось в конце предыдущей главы настоящего трактата, Рим получил от Бога не
только особое происхождение, но и особые условия своего развития, которые, начиная от Ромула,
первого его отца, и кончая самым совершенным его возрастом, то есть временем правления
названного выше императора, протекали, коротко говоря, путем свершений не только человеческих,
но и Божественных. В самом деле, если мы возьмем семерых царей, поначалу управлявших Римом, а
именно Ромула, Нуму, Туллия, Анка и царей Тарквиниев, которые были пестунами и наставниками
его младенчества, мы сможем найти у римских историков, в особенности у Тита Ливия, сведения о
том, что цари эти отличались друг от друга в зависимости от того, что подсказывало им время. Если
же мы рассмотрим далее возросшую зрелость Рима после того, как он освободился от царской опеки,
начиная от Брута, его первого консула, и кончая Цезарем, первым верховным его государем, мы
увидим, что его возвеличивали граждане, обладавшие природой не просто человеческой, но
Божественной, в которых любовь ко граду была не просто человеческой, но Божественной. И это
могло быть лишь благодаря особой цели, преследуемой Богом в постоянном Его небесном
воздействии на человека. И кто скажет, что не Божественное вдохновение заставило Фабриция
отказаться от едва ли не бесчисленного количества золота только ради того, чтобы не покидать своего
отечества? А Курий, которого самниты пытались подкупить, -разве он ради отечества не отказался от
несметного количества золота, говоря, что римские граждане хотят завладеть не золотом, но
обладателями золота? А Муций, разве он не сжег собственной руки из-за неудавшегося переворота,
задуманного им для спасения Рима? Кто скажет о Торквато, приговорившем собственного сына к
смерти из любви к общественному благу, что он это перенес без Божественной помощи? А названный
выше Брут? А Деции и Друзы, положившие свою жизнь за родину? Кто скажет о плененном Регуле,
посланном из Карфагена в Рим, чтобы обменять захваченных карфагенян на самого себя и других
пленных римлян, что он был движим только [человеческой, а не] Божественной природой, когда
после возвращения посольства отговорил сограждан от обмена пленными из любви к Риму и себе на
погибель? А Квинций Цинциннат, которого сделали диктатором и увели от плуга и который по
истечении срока своего служения добровольно от него отказался и вернулся к своему плугу? Кто
скажет о Камилло, объявленном вне закона и сосланном, что он, явившись наперекор своим врагам,
чтобы освободить Рим, а после его освобождения добровольно вернувшийся в ссылку, чтобы не
нарушать сенаторского авторитета, сделал это без внушения свыше? О ты, священнейшее сердце
Катона, кто посмеет о тебе говорить? Конечно, большего о тебе не скажешь, как промолчав и
последовав примеру Иеронима, который во вступлении к Библии, там, где он касается Павла, говорит,
что лучше о нем умолчать, чем сказать мало. Вспоминая жизнь упомянутых и других вдохновленных
свыше граждан, можно быть уверенными и считать очевидным, что столь удивительные деяния
совершались ими не без некого озарения Божественной добротой, которое лишь умножило собою
прирожденную их доброту; очевидным должно быть и то обстоятельство, что эти отменнейшие мужи
были орудиями, коими пользовалось Божественное провидение по отношению к римскому
владычеству, в котором не раз проявлялось присутствие Божьей длани. И разве Бог не приложил
собственной длани к той битве, в которой альбанцы сражались с римлянами из-за столицы царства,
когда независимость Рима была в руках одного-единственного римлянина? Разве Бог не приложил
собственной длани, когда римляне после войны с Ганнибалом потеряли столько граждан, что в
Африку были отправлены целых три меры золотых колец и римляне должны были бы покинуть свой
город, если бы благословенный Сципион Младший не предпринял похода в Африку для
освобождения Рима? И разве Бог не приложил своей длани, когда неизвестный гражданин скромного
положения, а именно Туллий, защитил свободу Рима, выступив против такого гражданина, каким был
Катилина? Конечно, приложил. И нечего больше вопрошать, чтобы лишний раз убедиться, что
святому городу были суждены особое происхождение и особое развитие. Богом для него задуманные
и осуществленные. Недаром я твердо держусь того мнения, что камни, образующие его стены,
достойны благоговения и что почва, на которой он стоит, достойна этого превыше всего, что когда-
либо прославлялось и возвеличивалось людьми.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|