|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Данте Алигьери
Сочинения
стр. 101
Иначе избрание это было бы не для всех одинаково приемлемым. До вышеназванного избранника
никто не помышлял о всеобщем благе, а так как не было и не будет натуры более мягкой в своем
владычестве, более твердой в своем долготерпении и более хитроумной в своих завоеваниях, чем
натура латинского народа, — в чем можно убедиться воочию — и в особенности натура того святого
народа, к крови которого была примешана знатная троянская кровь (я имею в виду Рим), Бог и избрал
его на эту должность. Ее нельзя было получить, не обладая величайшими добродетелями; кроме того,
для выполнения ее требовалось величайшее и человечнейшее смирение; и к тому и к другому
оказался наиболее предрасположенным римский народ; следовательно, должность эта была поначалу
захвачена римским народом не силой, но Божественным провидением, которое превыше всякого
права. И с этим согласен Вергилий в первой песни «Энеиды», когда он заявляет, говоря устами Бога:
«Им — то есть римлянам — я не ставлю предела ни в делах, ни во времени; им я даровал власть
безграничную». Итак, сила не была движущей причиной, как полагал возражавший, но была
причиной действующей, как удары молота суть причина ножа, душа же кузнеца — его действенная и
движущая причина; таким образом, не сила, а право, к тому же Божественное, должно было стать
началом Римской империи. А что это так, можно усмотреть на двух в высшей степени наглядных
примерах, которые показывают, что этот город-император рожден и взлелеян Богом для особой роли.
Однако, так как в настоящей главе об этом нельзя было бы рассуждать без излишних длиннот, а
длинные главы — враги памяти, я посвящу отступлению и другую главу для обсуждения тех доводов,
которых я уже касался; это будет небесполезным и доставит большое удовольствие.
V.
Неудивительно, если пути Божественного провидения, которое во всем превышает ангельское и
человеческое разумение, часто неисповедимы, ибо даже намерения, лежащие в основе человеческих
поступков, нередко остаются скрытыми; приходится удивляться, когда осуществление предвечного
замысла совершается в согласии с нашим разумом. И потому я в начале этой главы вправе сказать
устами Соломона, который в своей Книге притчей от лица Мудрости говорит: «Слушайте, потому что
я буду говорить важное».
Когда безмерная Божественная доброта возжелала снова уподобить себе человеческую тварь,
которая через преступный грех первого человека отделилась от Бога, в высшем и соглас-нейшем
совете Троицы было решено, чтобы Сын Божий сошел на землю для заключения этого союза. А так
как для Его пришествия в этот мир нужно было, чтобы не только небо, но и земля были устроены
наилучшим образом, а наилучшее устройство земли есть монархия, то есть, как говорилось выше,
подчинение единому началу, Божественным промыслом был определен народ и город, которым
надлежало это исполнить, а именно — прославленный Рим. А коль скоро и пристанищу, куда
предстояло войти Небесному Царю, надлежало быть чистейшим и непороч-нейшим, был назначен
некий святейший род, из которого после многих заслуг должна была родиться отменнейшая из всех
жен, дабы служить обителью Сына Божьего: и род этот был родом Давидовым, от которого родилось
Упование и Честь всех людей, то есть Мария. Недаром у Исайя написано: «И произойдет отрасль от
корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его»; а Иессей был отцом названного Давида. И все это
совершилось одновременно, ибо, когда родился Давид, родился и Рим, то есть тогда, когда Эней
прибыл из Трои в Италию, отчего и возникло Римское государство, как об этом свидетельствуют
писания. Ведь совершенно очевидно, что Божественный выбор пал на Римскую империю потому, что
святой город родился одновременно с зарождением корня Мариинова рода. Кстати, следует коснуться
и того, что с тех пор, как небо это начало вращаться, оно не было в расположении лучшем, чем тогда,
когда снизошел Тот, Кто его создал и им управляет, как это к тому же могут подтвердить и
математики при помощи своего искусства. Да и мир никогда не был и не будет столь совершенно
предрасположен к добру, как тогда, когда им управлял голос одного человека, государя и повелителя
римского народа, как о том свидетельствует евангелист Лука. А так как повсюду воцарился
вселенский мир, которого никогда еще не было и не будет, ладья человечества направляла свой бег по
прямому и гладкому пути к назначенной пристани. О несказанная и непостижимая премудрость
Божья, ты, которая столь давно уже готовилась к своему пришествию там, в Сирии, и здесь, в Италии!
А вы, о нефа
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|