|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Данте Алигьери
Сочинения
стр. 92
Отсюда и возникает наша уверенность, из которой проистекает надежда, как жажда предвиденного; а
от этой надежды рождается действенная любовь к ближнему. Через эти три добродетели
поднимаешься к философствованию, в те небесные Афины, где стоиков, перипатетиков и
эпикурейцев, озаряемых светом вечной истины, объединяет единая жажда.
XV.
В предыдущей главе преславная эта жена восхвалялась применительно к одной из частей, из
которых составлено ее название, а именно применительно к любви. Теперь же, в настоящей главе, в
которой я намереваюсь толковать строфу, начинающуюся со слов: «В ее явленье радость всех
времен.» — надлежит вести рассуждение, восхваляя вторую составляющую ее часть, то есть
мудрость. Итак, текст гласит, что на лике ее видны черты, свидетельствующие о райском блаженстве,
и указывает места, где отражается это блаженство, — глаза и улыбку. При этом следует иметь в виду,
что глаза мудрости суть ее доказательства, при помощи которых можно с наибольшей
достоверностью усмотреть истину; улыбка же ее — это ее убеждения, в которых под неким покровом
обнаруживается внутренний свет мудрости; и в этих двух местах угадывается высшая радость,
которая есть величайшее райское блого. Эта радость доступна лишь тому на земле, кто смотрит в эти
глаза и на эту улыбку. И вот почему: так как каждое творение от природы стремится к своему
совершенству, человек не может, не достигнув его, чувствовать себя удовлетворенным, то есть не
может быть счастливым; ибо, чего бы он ни добился, он, не добившись совершенства, никогда не
избавился бы от жажды его; блаженство же исключает эту жажду, представляя собой нечто
совершенное; тогда как желание — нечто неполноценное; ведь ни один человек не желает того, что
он имеет, но жаждет того, чего он не имеет и в чем как раз и заключается неполноценность данного
человека. Лишь в лицезрении очей и уст благородной дамы приобретается человеческое
совершенство, то есть совершенство разума, от которого вся наша сущность главным образом
зависит; все же другие виды нашей деятельности, связанные с процессами ощущения, питания и
прочее, подчинены исключительно разуму, тогда как он существует только для себя; так что, если
совершенен разум, совершенна и наша сущность, то есть совершенна настолько, насколько человек,
оставаясь человеком, видит осуществление каждого своего желания и таким образом достигает
блаженства. А потому в Книге Премудрости и говорится, что «презирающий мудрость и наставление
несчастен», то есть лишен возможности быть счастливым. Обладая мудростью, человек, по мнению
философа, становится счастливым, то есть довольным. Итак, мы видим, почему в облике
Премудрости запечатлено райское блаженство. В той же Книге Премудрости можно о ней прочесть:
«Она есть отблеск вечного света и чистое зеркало Божьего величия».
Далее, когда в канцоне говорится: «Наш скудный разум ею превзойден», я прошу извинения за
то, что мало могу сказать об этом блаженстве по причине его необъятности. Нужно отметить, что ее
райские черты в какой-то степени ослепляют наш разум, поскольку не все доступно взору нашего
разума: например, Бог, вечность или первоматерия несомненнейшим образом видимы и мы
полностью верим в их существование, но сущности их познать не можем; и только отрицая некоторые
их свойства, мы способны приблизиться к их постижению, но не иначе. Поистине кое-кто может здесь
сильно усомниться в том, способна ли мудрость сделать человека счастливым, не будучи в состоянии
показать ему решительно все; ведь человек от природы стремится к познанию и не может достигнуть
блаженства, не удовлетворив своего желания. На что можно ясно ответить, что природное стремление
к чему-либо соразмерно возможностям того, кому оно принадлежит, — иначе желание противоречило
бы самому себе, что невозможно, и природа породила бы его втуне, что также невозможно. Желание
противоречило бы самому себе потому, что, стремясь к своему совершенству, оно стремилось бы к
своему несовершенству, ибо оно стремилось бы к тому, чтобы всегда оставаться желанием, и к тому,
чтобы стремление его никогда не осуществилось (в эту ошибку впадает проклятый скупец, не
замечая, что жаждет вечной жажды в погоне за недостижимой суммой). Природа же породила бы
такое желание потому втуне, что оно не было бы направлено к определенной цели. Вот почему
человеческие желания в этой жизни соразмерны пониманию того, что может быть здесь достигнуто, и
если выходят за этот предел, то лишь в силу заблуждения, не предусмотренного природой. Мера
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|