|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Данте Алигьери
Сочинения
стр. 84
для улучшения хорошего, но и для того, чтобы плохое сделать хорошим. И в заключение канцона
добавляет: «... так предназначил Движущий светила», то есть Бог, из чего становится понятно, что
природа создала такое творение, следуя Божественному предначертанию. И на этом заканчивается
весь второй, главный раздел этой канцоны.
IX.
Порядок настоящего толкования — после того как согласно моему намерению два раздела этой
канцоны мною уже обсуждены — требует, чтобы я перешел к обсуждению третьего ее раздела, в
котором я намереваюсь очистить канцону от одного упрека, могущего, пожалуй, повредить и ей, и
тому, что я здесь излагаю. Дело в том, что еще до того, как я приступил к ее сочинению, мне
показалось, что благородная дама стала проявлять по отношению ко мне жестокость и презрение; я
сложил небольшую баллату, в которой назвал ее надменной и беспощадной, а это как бы
противоречит тому, что здесь говорилось выше. И потому я и обращаюсь к канцоне, и, поучая ее, как
ей подобает просить извинения, я на самом деле оправдываю и баллату; и здесь я пользуюсь фигурой,
именуемой у риторов просопопеей и очень часто употребляемой поэтами, когда они обращаются с
речью к вещам неодушевленным. [Начинается этот третий раздел словами]: «Ты говоришь, канцона,
мнится мне....» Для того чтобы облегчить разумение данной части, мне придется разбить ее на три
подраздела: так, сначала излагается то, что требует извинения; далее приводится само извинение:
«.небес вовек не затемниться строю.»; наконец, я обращаюсь к самой канцоне как к лицу, которое я
обучаю тому, что оно должно делать: «Ты оправдаешься, не виновата.»
Итак, прежде всего я говорю: «О канцона, отзывающаяся столь хвалебно о благородной даме,
ты как будто противоречишь одной из твоих сестер». Я называю баллату «сестрой», подобно тому как
называют сестрой женщину, которой жизнь дана тем же родителем; точно так же может человек
называть «сестрой» творение, созданное тем же творцом, ибо наше творчество есть в некотором
смысле наше порождение. Итак, канцона как будто противоречит своей сестре, и я в связи с этим
говорю: «Ты изображаешь даму смиренной, а твоя сестра — гордой или "надменной и беспощадной",
что одно и то же». Выдвинув это обвинение, я в качестве оправдания беру пример,
свидетельствующий о том, что истина иногда противоречит видимости, а иногда, при других
обстоятельствах, с ней совпадает. Я пишу, что «небес вовек не затемниться строю», то есть что небо
всегда ясное; однако порой по той или иной причине можно сказать, что оно темное. При этом надо
помнить, что видимы в собственном смысле только цвет и свет, как утверждает Аристотель во второй
книге «О душе» и в книге «Об ощущении и ощущаемом». Конечно, видимы и другие определители
предметов, но не в собственном смысле, так как их воспринимает не только зрение, но и другое
чувство, так что нельзя сказать, что они видимы или осязаемы в собственном смысле; таковы —
фигура, величина, количество, движение и неподвижность, которые мы воспринимаем многими
чувствами. Но цвет и свет видимы в собственном смысле, ибо мы воспринимаем их только зрением и
никаким другим чувством. Эти свойства, видимые как в собственном смысле, так и в общем, — я
имею в виду не сами свойства, а их образы — проникают, поскольку они видимы, внутрь глаза через
прозрачную среду, словно через стекло, но проникают не в своем подлинном виде, а в том, в каком их
задумал Творец. Это прохождение зрительной формы завершается в воде, находящейся в зрачке,
поскольку вода эта имеет определенную глубину, подобно зеркалу, которое есть стекло, ограниченное
свинцом, и зрительный образ дальше проникнуть не может и останавливается здесь, как мяч,
ударившийся в стену; таким образом, форма, которая в прозрачной среде неразличима, кажется в воде
отчетливой и завершенной. Вот почему изображение появляется не в любом стекле, а лишь в том, что
покрыто свинцом. Зрительное ощущение, поступая из зрачка в переднюю часть мозга, где помещается
ощущающая способность — источник внешнего проявления чувств, мгновенно воспроизводит
полученное изображение, и таким образом мы видим. Вот почему для того, чтобы зрительный образ
предмета соответствовал самому предмету, необходимо, чтобы среда, через которую зрительный
образ проникает в глаз, была совершенно бесцветна, так же как и вода в зрачке: иначе этот образ
принимал бы окраску среды и цвет зрачка. А потому те, кто хотят, чтобы вещи казались в зеркале
окрашенными в определенный цвет, вводят этот цвет между стеклом
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|