|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Данте Алигьери
Сочинения
стр. 82
чудес. Почему я в заключение и говорю, что так исполнились «Вечного. валенья» разума во
свидетельство веры для тех, кто живет в наш век. И на этом, если брать ее буквальный смысл,
заканчивается вторая часть второго раздела.
VIII.
Из всех проявлений Божественной премудрости человек — величайшее чудо: Божественная
сила сочетала в нем три разные природы в единой форме, и тело его должно быть тонко сгармо-
нировано, отвечая в пределах этой формы всем почти свойствам и способностям человека. Для
должного соответствия стольких различных органов друг другу потребно большое согласие между
ними; вот почему среди несметного количества людей встречаются лишь немногие совершенные. И
ежели это творение действительно столь необычно, то, конечно, следует помнить, что рассуждать о
его устройстве не только вслух, но и мысленно — опасно, от чего предостерегает вопрос Екклезиаста:
«Кто проникал в премудрость Божью, предшествующую всем вещам», а также другие его слова: «Ты
не будешь спрашивать о том, что выше тебя, и не будешь искать того, что сильнее тебя; но думай
лишь о том, что Бог тебе приказал, и не любопытствуй познать другие Его творения». Итак,
намереваясь говорить в настоящем, третьем, разделе о некоторых особенностях этого творения,
связанных с тем, что очевидная красота благородной дамы является производным от благостности ее
души, я приступаю к этому робко и неуверенно, стараясь если не полностью, то хотя бы частично
распутать столь запутанный узел. Иначе говоря, после того как разъяснен смысл предыдущего
раздела, где восхваляется душа благородной дамы, надлежит проследовать далее, к строкам, в
которых, начиная со слов: «В ее явленье радость всех времен.» — я восхваляю ее тело. Я говорю,
что в ее облике есть что-то от райских наслаждений. Среди же всех прочих наслаждений — самое
благородное то, которое есть начало и конец всех остальных, а именно удовлетворенность, то есть
блаженство; и это наслаждение действительно заключено в облике благородной дамы. Взирая на нее,
люди испытывают удовлетворение, настолько краса ее радует взор; однако сладостное наслаждение
перед зрелищем этой красоты отличается от райских наслаждений, которые вечны.
Полагая, что меня могли бы спросить, где именно в благородной даме явлен источник этого
чудесного наслаждения, я различаю в ее особе две части, в которых то, что нравится или не нравится
людям, проявляется наиболее отчетливо. При этом надо помнить, что душа проявляет себя в
наибольшей степени и с наибольшей тонкостью в той части, которую более упорно старается
украсить, — в человеческом лице, там, где деятельность души отражается живее, чем в любом другом
месте; и благодаря исключительной тонкости ее проявлений, какую только позволяет ей собственная
материальная оболочка, ни одно лицо на другое не похоже, ибо именно в этом месте сказываются
предельные возможности материи, которые почти у всех различны. А так как душа особенно
отражается в глазах и в устах — поскольку в этих двух местах проявляются почти полностью все три
природы души, — она их по преимуществу и украшает, прилагая все усилия к тому, чтобы сделать их
красивыми. Эта два места и есть источники названных наслаждений, как явствует из текста канцоны:
«На очи и уста ее взирая.» Пользуясь прекрасным сравнением, можно оба эти места назвать
балконами дамы, обитающей в здании тела, то есть балконами души; ибо именно здесь она часто
предстает нам как бы сквозь прозрачное покрывало. Мы видим ее в очах дамы настолько явственно,
что всякий должным образом в нее вглядывающийся, может распознать то чувство, которым она в это
время охвачена. Посему, поскольку человеческой душе свойственны шесть чувств, о которых
упоминает Философ в своей «Риторике», а именно благодарность, преданность, жалость, зависть,
любовь и стыд, душа ни одним из них не может быть охвачена без того, чтобы образ этого чувства не
появился в окне очей, — если только это чувство, с его великой силой, не замкнется внутри. Ведь
нашелся же человек, вырвавший у себя глаза, чтобы внутренний его позор не проявился наружу, как
об этом сообщает поэт Стаций, говоря о фиванце Эдипе: «Он в вечной ночи растворил проклятие
своего позора». Страсть бывает видна и на устах, словно цвет предмета сквозь стекло. И смех не есть
ли вспышка душевной радости, отражение того, что происходит внутри? Потому-то мужчине и
подобает оставаться сдержанным, когда на душе у него радостно: умеренно смеяться, соблюдая
благопристойную серьезность и ограничивая движения своего лица; женщина же, поступая таким
образом, будет
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|