|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Данте Алигьери
Сочинения
стр. 81
проследить разные степени этого восприятия: так, одна человеческая душа воспринимает это блого
иначе, чем другая. В том, что касается разума, восхождение и нисхождение происходит во Вселенной
путем почти незаметного перехода от ступени к ступени — от низшей до высшей формы и от высшей
до низшей, подобно тому как это наблюдается в области чувств, тогда как между ангельской
природой — природой разумной — и душой человеческой нет промежуточной ступени, но одна как
бы незаметно переходит в другую; точно так же между человеком и совершеннейшим созданием из
числа диких зверей нет промежуточных ступеней; и мы встречаем многих людей, до такой степени
подлых и низких, что они кажутся просто скотами; в такой же степени следует полагать и даже быть
уверенными, что существуют люди настолько благородные и возвышающиеся над остальными, что
подобны ангелам: иначе человеческий род не имел бы повсеместного продолжения, чего быть не
может. Таких людей Аристотель в седьмой книге «Этики» и называет божественными; такова и эта
благородная дама, в том смысле, что Божественная сила нисходит в нее так же, как она нисходит в
ангела.
Далее, когда я говорю: «Кто этому поверить не дерзает.» — я это доказываю на основании ее
поведения, типичного для разумной души; поведением обычно называют речи и поступки, в которых
Божественный свет сияет всего отчетливее. При этом должно помнить, что среди животных только
человек обладает даром речи и совершает действия и поступки, именуемые разумными, ибо только он
наделен разумом. Если бы кто-нибудь вздумал мне возразить, уверяя, что некоторые птицы, в
особенности сорока и попугай, разговаривают и некоторые животные, как, например, обезьяны,
совершают осмысленные поступки, я отвечу, что это неправда, животные не могут разговаривать и
совершать осмысленные поступки, ибо они не обладают разумом, которым и обусловливаются все эти
явления; и в животных нет начала этих действий, и они не знают, что это такое, и потому не
понимают, что виденное и слышанное можно не только механически воспроизвести, но и обозначить.
Посему, подобно тому как образ тех или иных тел воспроизводится на поверхности какого-нибудь
блестящего предмета, как в зеркале, а телесный образ, изображаемый зеркалом, не является самим
телом, точно так же нереален и образ разума, то есть поступки и речи, изображаемые или, вернее,
представляемые дикой душой.
Я предлагаю тому, кто не верит мне на слово, следовать за моей дамой, дабы узреть ее дела. Я
предлагаю это не мужчинам, а женщинам, ибо им больше пристало наблюдать за женщиной. Я хочу,
чтобы та, которая последует за ней, поведала потом о ее речах и поступках и о своем впечатлении от
них. Возвышенность и сладостность речей благородной дамы порождает в уме того, кто их слышит,
любовное помышление, которое я называю небесным дуновением, ибо начало его на небе и оттуда
нисходит его смысл, как было сказано выше; из этого и возникает твердая уверенность в том, что
жена эта обладает чудесною силой духа. Ее поступки своей сладостью и своей широтой заставляют
любовь пробудиться и стать осознанной всюду, где по воле благой природы уже посеяны семена ее
могущества. Совершается же этот природный посев так, как это показано в следующем трактате.
Далее, начиная со слов: «Ты даму назови.» — я собираюсь повествовать о том, как доброта и
сила ее души приносят блого и пользу другим. В первую очередь — другим женам:
«Ты даму назови
Лишь ту благой, в которой отразила
Она свой лик.»;
тем самым я предлагаю им очевидный пример для жен, любуясь которым и следуя которому
они могут сами стать в глазах людей благородными. Затем я говорю о том, как она всем людям
приносит пользу, помогая нашей вере, что превыше всего другого полезна роду человеческому,
будучи той верой, благодаря которой мы избегаем вечной смерти и приобретаем вечную жизнь. Она
действительно помогает нашей вере, ибо вера эта основана прежде всего на чудесах, совершенных
Христом, Который создал наш разум и пожелал, чтобы разум этот был меньше Его могущества, а
после того, как Он был распят, — на чудесах, совершавшихся Его именем и Его святыми. Она
помогает нашей вере, ибо многие настолько упрямы, что глаза их застилает туман и они сомневаются
в этих чудесах и не могут поверить ни в одно чудо, не увидев его воочию. Она действительно
помогает нашей вере, ибо сама она — чудо, которое глаза человеческие могут в любое время
воспринять и которое доказывает нам возможность и других
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|