|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Данте Алигьери
Сочинения
стр. 77
ческам, а именно воображение, наш разум не в состоянии подняться до некоторых вещей (ибо
воображение лишено возможности помочь ему), как-то до субстанций, отрешенных от материи;
способные составить себе некоторое представление об этих субстанциях, мы тем не менее ни понять,
ни познать их до конца не можем. И за это нельзя осуждать человека, ибо он тут ни при чем: таким
создала его природа, то есть Бог, пожелавший лишить нас на земле этого света; рассуждать же о том,
почему Он так поступил, было бы самонадеянно. Таким образом, нельзя меня осуждать, если мои
размышления отчасти увлекли меня в ту область, где воображение не поспевало за разумом, и я
переставал многое понимать. Нашему дарованию в каждом его проявлении положен предел не нами
самими, а природой; и нужно помнить, что границы нашего дарования более широки в области
(мышления), чем в области слова, а в области слова шире, чем в области жестов. Вот почему, если
наша мысль, причем не только та, которая не достигает совершенного познания, но также и та,
которая его достигает, сильнее слова, мы тут ни при чем и осуждать за это следует не нас. И потому я
не скрываю, что хочу себя оправдать, когда говорю: «Виновны слабый разум наш и страх. / Как
передать словами разговора / Обычного свидетельство Амора?» — ведь необходимо отдать себе
ясный отчет в наличии доброй воли, которую всегда надлежит уважать в людях. Так отныне и должно
понимать первый основной раздел этой канцоны, которая давно уже переходит из рук в руки.
V.
После того как раскрыт смысл первого раздела, надлежит перейти ко второму; для удобства
этот раздел надо разбить на три части, по числу строф, его составляющих. В первой части я
возвеличиваю эту благородную даму в целом, прославляя как душу ее, так и тело; во второй я
перехожу отдельно к восхвалению ее души; в третьей — тела. Первая часть начинается со слов:
«Светило, обходя небес простор...»; вторая — «В нее нисходит благодать Творца...»; третья — «В ее
явленье радость всех времен.». Эти части и надлежит обсудить по порядку.
Итак, канцона гласит: «Светило, обходя небес простор...» Здесь для совершенного понимания
надо знать, как Солнце вращается вокруг всего мира. Под миром я разумею не всю Вселенную, а
лишь ее часть, занятую землей и морем, которую, согласно обычному словоупотреблению, принято
называть земноводной; поэтому, когда говорят, что «этот человек видел весь мир», имеют в виду
земноводную его часть. Пифагор и его последователи утверждали, что наш мир — одна из звезд,
которой противостоит другая такая же, называемая ими Антихтоной; по мнению Пифагора, обе они
заключены в сферу, вращающуюся с запада на восток; благодаря этому вращению Солнце вращается
вокруг нас и бывает то видимым, то невидимым. В середине этой сферы находится огонь, как тело
более благородное, чем вода и земля, поскольку, по мнению Пифагора, середина — самое
благородное из мест, занимаемых четырьмя простыми телами; а потому он и утверждал, что, когда
кажется, будто огонь поднимается, он на самом деле опускается к середине. Платон же был другого
мнения и написал в одной из своих книг, озаглавленной «Тимей», что суша вместе с морем находится
в середине всего, но что земноводный шар вращается вокруг своего центра, следуя первоначальному
движению неба; однако вследствие плотности своей материи и огромнейшего расстояния,
отделяющего его от звезд, этот шар вращается медленнее. Названные мнения опровергаются как
ложные во второй книге «О небе и Вселенной», написанной тем славным Философом, которому
природа больше других раскрывала свои тайны; в своем труде он доказывал, что этот мир, то есть
Земля, сам по себе неподвижен на веки вечные. В мои намерения не входит перечислять здесь
основания, приводимые Аристотелем для посрамления инакомыслящих и для утверждения истины,
ибо вполне достаточно для тех, к кому я обращаюсь, знать, положившись на великий авторитет
Философа, что наша Земля неподвижна и не вращается и что она вместе с морями — центр звездного
неба.
Небо же, как мы видим, непрерывно обращается вокруг этого центра и в своем обращении
непременно должно иметь два неподвижных полюса и одну окружность, равноотстоящую от этих
полюсов, которая имела бы самый большой оборот. Один из этих полюсов, а именно северный, видим
почти всему океану, другой же, южный, невидим. Окружность, предполагаемая между этими двумя
полюсами, есть та часть неба, под которой проходит Солнце, когда его путь лежит между Овном и
Весами. Поэтому следует знать, что, если бы камень мог упасть с Поляр
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|