|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Данте Алигьери
Сочинения
стр. 76
Все выразить...»;
следовательно, вторая причина непередаваемости того, что я хочу передать, заключается в том,
что язык никак не поспевает за разумом.
IV.
После того как показаны обе причины, делающие эту тему неразрешимой, надлежит обсудить
ту часть текста, где говорится о моей неспособности дать этой теме совершенное раскрытие. Я не
могу сделать этого по двум причинам: из-за скудости разума и из-за несовершенства нашей речи. По
скудости разума мне приходится пропускать многое из того, что действительно свойственно этой
даме и что как бы сияет в моем уме, который, подобно прозрачному телу, приемлет сияние, но не
отражает его; и это я говорю в следующем подразделе:
«И то, что разум видит как сквозь сон,
Оставлю.»
Говоря далее: «Не выразить ясней...», я признаюсь в своей несостоятельности не только перед
тем, чего разум мой не вмещает; даже там, где я все понимаю, я несостоятелен, так как язык мой не
настолько красноречив, чтобы суметь выразить то, о чем я думаю; отсюда можно заключить, что из
того, что касается истины, язык мало что сумеет выразить. Если приглядеться, это признание и есть
для моей госпожи великая хвала, которая с самого начала является моей целью; и можно по праву
сказать, что это похвальное слово вышло из мастерской ритора и что каждая его часть содействует
раскрытию, способствует осуществлению основного замысла. Далее, говоря: «И если есть порок в
моих стихах.», я прошу прощения за вину, в которой нельзя меня винить, поскольку другие мои
слова бессильны передать достоинства этой госпожи; и я предупреждаю, что если окажется какой-
либо недостаток в стихах моих, то есть в моих словах о ней, то в этом следует обвинять слабость
моего разума и несовершенство нашей речи, которую мысль опережает настолько, что речь не
способна полностью за ней поспевать, особенно тогда, когда мысль рождена любовью, ибо в этих
случаях душа охвачена вдохновением в самых сокровенных своих глубинах.
Иной мог бы сказать: «Ты себя одновременно и оправдываешь и [обвиняешьр. Действительно,
такое оправдание есть доказательство вины, а отнюдь не очищения от нее, ибо вина возлагается на
разум и на слова, тем более что слова эти принадлежат мне, и если они хороши, то я заслуживаю
похвалы, точно так же как я заслуживаю порицания в том случае, если они плохи. На что можно
коротко ответить, что в действительности я себя не обвиняю, а извиняю. Не следует забывать, что,
согласно положению Философа в третьей книге «Этики», человек достоин похвалы и осуждения
только за те поступки, совершать или не совершать которые зависит от него, тогда как за поступки от
него не зависящие он не заслуживает ни осуждения, ни похвалы, ибо и то и другое в этом случае
следует оставить еще для кого-нибудь, поскольку поступки есть часть самого человека. Посему мы не
должны осуждать человека за то, что тело его от рождения безобразно, ибо сделать себя красавцем
было не в его власти; но осуждать должны мы дурное предрасположение материи, из которой он
сделан, так как это дурное предрасположение и было причиной допущенного природой изъяна. Точно
так же, если человек от рождения красив, мы должны хвалить за это не его, ибо не он был ее
создателем, а человеческую природу, производящую такую красоту из своей материи, когда таковая
это позволяет. И потому хорошо сказал священник императору, насмехавшемуся и глумившемуся над
его уродством: «Господь — владыка: Он нас создал, а не мы себя»; это — слова пророка в одном из
стихов Псалтыри, звучащие точно так же, как в ответе священника. Так что пусть убогие от рождения,
заботящиеся об украшении собственной особы, а не о благородстве своих поступков, которые должны
быть во всем благопристойными, — пусть они убедятся в том, что занимаются украшением чужого
творения, пренебрегая собственными делами, только и всего.
Но вернемся к предмету разговора. Я отмечаю, что в силу несовершенства той способности,
которая дает ему возможность воспринимать увиденное и которая есть способность органи
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|