|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Данте Алигьери
Сочинения
стр. 73
дать, с такой услужливой готовностью, чтобы сделать несхожее схожим, ибо дружба укрепляется и
сохраняется там, где добрая воля очевидна. Поэтому я, считая себя человеком менее достойным,
нежели эта дама, и видя, что я ею облагодетельствован, решил превознести ее в меру моих
способностей, которые сами по себе хотя и не могут равняться с ее способностью
облагодетельствовать меня, тем не менее обнаруживают мою готовность; ведь, будь я способен на
большее, я и сделал бы большее; таким образом, мои возможности уподобляются возможностям этой
благородной дамы. Третье соображение было подсказано мне предусмотрительностью: как говорит
Боэций, «недостаточно видеть только то, что перед глазами», то есть только настоящее, и потому-то
нам и дана предусмотрительность, которая видит дальше, видит то, что может случиться. Я хочу
сказать, что подумал о том, как многие мои потомки, возможно, обвинят меня в легкомыслии,
услыхав, что я изменил своей первой любви; поэтому, дабы отвести от себя этот укор, нельзя было
придумать ничего лучшего, как объяснить, что за дама заставила меня изменить первой любви.
Очевидное превосходство этой дамы позволяет оценить степень ее добродетели; поняв же ее
величайшую добродетель, можно предположить, что всякая душевная стойкость бессильна перед ней
и потому не следует судить меня за легкомыслие и непостоянство. И вот я решил восславить эту даму,
и если не так, как она того заслуживает, то, во всяком случае, настолько, насколько это было в моих
силах, и начал словами: «Амор красноречиво говорит.»
Канцона эта состоит из трех основных частей. Первая занимает первую строфу, в которой
произносятся вступительные слова. Вторая включает в себя следующие три строфы, содержащие
похвалу благородной даме; причем первая из этих трех строф начинается словами: «Светило, обходя
небес простор.» Пятая, и последняя, строфа образует третью часть, в которой я, обращаясь к
канцоне, рассеиваю некоторые ее сомнения. Эти три части и следует обсудить по порядку.
II.
Итак, обращаясь к первой части, которая была задумана как вступление к настоящей канцоне, я
говорю, что ее надлежит разделить на три части. В первой речь идет о непередаваемости,
свойственной данной теме; во второй, начинающейся словами: «И то, что разум видит как сквозь
сон.» — повествуется о моей неспособности дать ей совершенное раскрытие; наконец, я прошу
извинить меня за эту мою неспособность, в которой винить меня не следует: «И если есть порок в
моих стихах.»
Итак, текст гласит: «Амор красноречиво говорит.»; здесь прежде всего следует рассмотреть,
кто этот говорящий и каково то место, где он, по моим словам, говорит. Любовь в истинном значении
и понимании этого слова есть не что иное, как духовное единение души и любимого ею предмета; к
этом единению душа по своей природе начинает стремиться рано или поздно в зависимости от того,
свободна ли она или связана. Причиной этой природной склонности может служить следующее:
каждая субстанциальная форма происходит от своей первопричины, каковая есть Бог, как написано в
книге «О причинах», но не она, будучи предельно простой, определяет различия этих форм, а
вторичные причины и та материя, в которую Бог нисходит. Недаром в той же книге, когда речь идет о
влиянии Божественных благ, написано: «Блага и дары становятся различными от участия предмета,
их приемлющего». Поэтому, так как каждое действие зависит от своей причины — как говорит
Альпетрагий, когда он утверждает, что все имеющее своей причиной круглое тело должно так или
иначе быть круглым, — каждая форма должна так или иначе быть сопричастной Божественной
природе: и не то чтобы Божественная природа была распределена и передавалась отдельным формам,
но они ей сопричастны примерно так же, как отдельные звезды сопричастны природе Солнца. И чем
форма благороднее, тем больше вмещает она от этой Божественной природы; поэтому человеческая
душа, которая есть самая благородная форма из всех рождаемых под этим небом, получает от
Божественной природы больше, чем любая другая. А так как желание быть в Боге в высшей степени
отвечает природе, ибо согласно тому, что мы читаем в вышеупомянутой книге, «первое — это бытие,
и прежде его не было ничего», — человеческая душа, естественно, со всей страстью стремится к
бытию; а так как ее бытие зависит от Бога и Им сохраняется, она, естественно, желает и хочет
единения с Богом, дабы укрепить свое бытие. А коль скоро в благах природы и разума
обнаруживается бла
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|