|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Данте Алигьери
Сочинения
стр. 72
Пусть взглянут на смиренья образец!
Вот та, что в мире грешников смирила:
Так предназначил Движущий светила.
Ты говоришь, канцона, мнится мне,
Как бы вступая в спор с твоей сестрою,
Она назвала гордою и злою
Ту даму, чье смиренье славишь ты.
Вселенная сияет в вышине;
Небес вовек не затемниться строю,
Но наши очи, омрачась порою,
Звезду зовут туманной. Красоты
Жестокими казались нам черты,
Но истину не видела баллата,
Она страшась судила и спеша.
Трепещет вновь душа,
И гордостью, ей кажется, объята
Прекрасная в лучах грядущих дней.
Ты оправдаешься, не виновата
Ни в чем, когда предстанешь перед ней.
Скажи: «Мадонна, если вам угодно,
О вас поведаю я всенародно».
I.
Как говорится в предыдущем трактате, моя вторая любовь повела свое начало от исполненного
жалости вида некой дамы. Впоследствии любовь эта, благодаря тому что душа моя оказалась
восприимчивой к ее огню, из малой искры разрослась в большое пламя; так что не только наяву, но и
во сне сияющий образ этой дамы озарял мой разум. И невозможно было бы ни выразить, ни
уразуметь, насколько велико было желание ее увидеть, которое мне внушал Амор. И не только по
отношению к ней испытывал я такое желание, но и по отношению ко всем лицам, хоть в какой-то
степени ей близким, будь то ее знакомые или родственники. О, в течение стольких ночей глаза других
людей, сомкнувшись во сне, предавались отдохновению, тогда как мои неотступно любовались ею в
обители моей любви! Подобно тому как сильный пожар пытается так или иначе вырваться наружу,
уже не в состоянии оставаться скрытым, точно так же и я никак не мог преодолеть непреоборимое
желание сказать о своей любви. И хотя я обладал лишь малой властью над своими поступками, тем не
менее то ли по воле Амора, то ли под влиянием собственного порыва, но я не раз к этому приступал,
так как понял, что в разговоре о любви не бывает речей более прекрасных и более полезных, чем те, в
которых превозносится любимый человек.
К такому решению меня склонили три довода: одним из них была моя любовь к самому себе,
которая и есть начало всех других видов любви, как это ясно каждому. Ведь нет более законного и
более приятного способа почтить самого себя, чем почтить друга. Хотя между людьми несхожими
дружбы быть не может, тем не менее всюду, где наблюдается дружба, предполагается и сходство, а
там, где предполагается сходство, и похвала и порицание взаимны. Основываясь на этом, можно
извлечь два великих поучения: во-первых, следует избегать дружбы с порочным человеком, чтобы из-
за дружбы с ним о тебе не сложилось дурного мнения; во-вторых, никто не должен порицать своего
друга открыто, ибо таким способом он бьет не только его, но и самого себя. Другое соображение, из
которого я исходил в своем решении, заключалось в желании, чтобы моя дружба с этой дамой была
длительной. Следует, однако, помнить, что, как говорит Философ в девятой книге «Этики», для
сохранения дружбы между людьми, чье положение неодинаково, в их поступках должна быть некая
соразмерность, которая как бы сводила бы несходство к сходству. Так, хотя слуга не может
облагодетельствовать господина настолько, насколько тот благодетельствует его, он тем не менее
должен отдавать лучшее, что может от
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|