|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Данте Алигьери
Сочинения
стр. 65
ние во мне любовалось ею столь охотно, что я едва мог отвести от нее взоры. И под действием [этого]
воображения я стал ходить туда, где она истинно проявляла себя, а именно в монастырские школы и
на диспуты философствующих. В короткий срок, примерно в течение тридцати месяцев, я стал
настолько воспринимать ее сладость, что любовь к ней изгоняла и уничтожала всякую иную мысль.
Поэтому, чувствуя, что от мысли о первой любви я возношусь к добродетели новой, я, как бы дивясь,
начал говорить и произнес вышеупомянутую канцону, в которой я иносказательно обнаруживал свое
собственное состояние. Для дамы, к которой я восчувствовал любовь, не существовало на народном
языке достойной стихотворной формы, к которой я мог бы обратиться, да и слушатели не были
достаточно подготовлены, чтобы легко воспринять невымышленные слова; к тому же они и не
поверили бы моим неизмышленным словам, выражающим истину, как поверили бы вымышленному
повествованию, ибо все верили, что я расположен любить земную даму, а не Философию. Итак, я
произнес:
«Вы, движущие третьи небеса,
Их разумея.»
После того как было сказано, что дама — дочь Творца, царица всего сущего, благороднейшая и
прекраснейшая Философия, следует рассмотреть, кто были упомянутые двигатели и каково третье
небо. И сначала, следуя по порядку, скажу о небе. Здесь нет нужды объяснять, разделяя на части и
толкуя буквально, обратив слова от их звучания к их смыслу; при помощи уже разъясненного
значение их и так станет вполне ясным.
XIII.
Тот, кто желает понять, что разумеется под «третьим небом», должен сначала проникнуть в
смысл произносимого мною слова «небо»; только тогда он увидит, отчего и зачем понадобилось это
«третье небо». Под словом «небо» я разумею науку, а под словом «небеса» — науки на основании
трех признаков, общих как небесам, так и наукам, а также сообразно их порядку и числу, в чем они,
по-видимому, совпадают, как это станет ясно при рассмотрении слова «третье».
Первое сходство — это обращение и небес, и наук вокруг некого неподвижного своего
средоточия. Ведь каждое подвижное небо вращается вокруг средоточия, которое в отношении своего
движения неподвижно; равным образом каждая наука вращается вокруг своего предмета, который,
однако, приводит в движение не она, ибо ни одна наука не доказывает свой предмет, но лишь
открывает его. Второе сходство — это освещающее действие и небес, и наук, ибо каждое небо
освещает видимые вещи и точно так же каждая наука освещает вещи, постигаемые умом. Третье же
сходство — дарование совершенства вещам, к совершенству предрасположенным. Что касается этого
дара, поскольку он относится к первому совершенству, а именно субстанционального зарождения, все
философы сходятся в том, что всему причина — небеса, хотя понимают это по-разному: иные
приписывают зарождение его небесным двигателям, как, например, Платон, Авиценна и Альгазель;
иные звездам, в особенности в отношении человеческих душ, как Сократ, Платон и Дионисий
Академик, а иные небесной силе, заключенной в естественной теплоте семени, как Аристотель и
другие перипатетики. Подобным образом и науки являются причинами приобщения нас к
совершенству вторичному; благодаря предрасположению к ним мы можем размышлять об истине,
которая и есть наше высшее совершенство, как говорит Философ в шестой книге «Этики», когда он
утверждает, что истина есть блого разума. Из-за этих и многих других черт сходства наука и может
именоваться «небом». Теперь следует разъяснить, почему говорится «третье небо». Для этого
необходимо рассмотреть сопоставление, проводимое между порядком небес и порядком наук. Дело в
том, что, как уже говорилось выше, первые от нас семь небес — это небеса планет; далее над ними —
еще два подвижных неба, а над всеми — еще одно, покоящееся. Семи первым небесам отвечают семь
наук тривиума и квадривиума, а именно -Грамматика, Диалектика, Риторика, Арифметика, Музыка,
Геометрия и Астрология. Восьмой же сфере, звездной, соответствует наука о Природе, именуемая
Физикой, и первонаука, именуемая Метафизикой; девятой сфере соответствует наука о
нравственности, а покоящемуся небу соответствует наука божественная, которую называют
Богословием. Причину этого распорядка
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|