|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Данте Алигьери
Сочинения
стр. 62
«Противоречья разрушает он
И мысль смущенную, что говорила
О юном ангеле на небесах».
Это и есть та особая мысль, которая «в скорбящем сердце... жила» и оживляла его. Далее, когда
я говорю: «Душа рыдает, скорбь ее пленила», я показываю, что душа моя все еще лелеет эту мысль и
что речь ее грустна, и говорю, что произносит она слова, сокрушаясь и как бы дивясь такому
внезапному превращению:
«Чем утешитель добрый мой
смущен, Зачем бежит?» — сказала
вся в слезах.
Она имеет полное право говорить «утешитель», ибо во время великой ее утраты мысль о том,
что дама вознеслась на небо, даровала ей великое утешение. Затем, извиняя самого себя, я говорю, что
изменился весь мой помысел, то есть моя скорбящая душа, и обратила свои слова против моих очей.
И это выражено в строках:
.. и о моих промолвила глазах: «Зачем
на них взглянула эта дама?»
Затем следуют три укора. Сначала она клянет тот час, когда дама эта их увидела. Надлежит
вспомнить, что, хотя в глаз единовременно проникают многие предметы, но лишь тот предмет,
который доходит до точки зрачка по прямой линии, видим по-настоящему и только он
запечатлевается в воображении. И это потому, что нерв, по которому пробегает зрительный дух, туда
направлен. Поэтому глаз человека не может по-настоящему увидеть глаз другого иначе, как если он
им же будет увиден; в самом деле, подобно тому как видящий глаз получает изображение в зрачке по
прямой линии, точно так же и его изображение достигает видимого им глаза по той же прямой линии;
и много раз в направлении той же прямой спускает с лука стрелу тот, для кого всякое оружие
сподручно. Поэтому, когда я говорю, что «на них взглянула эта дама», это все равно как если бы я
сказал, что ее и мои глаза встретились.
Душа моя также осуждает глаза за их непослушание: «Зачем не верила словам о ней?» После
чего она переходит к третьему укору и говорит, что не себя должна она осуждать за отсутствие
осторожности, а глаза — за их непослушание; недаром она, рассуждая иной раз об этой даме,
повторяла: «В глазах ее, мнится мне, сосредоточена власть надо мной; если бы только она нашла путь,
чтобы ко мне проникнуть». Эта мысль выражена в следующих словах: «В ее очах сокрыт, владыка
дней». И следует верить тому, что душа моя сознавала свою готовность воспринять воздействие
дамы и опасалась этого воздействия, ибо влияние активного начала находит себе почву в
предрасположении начала пассивного, как говорит Философ во второй книге «О душе». Если бы воск
обладал способностью бояться, он больше боялся бы солнца, чем камень, так как предрасположение
воска — сильнее воспринимать воздействие солнечных лучей.
Наконец, душа признается, что самоуверенность очей была опасной, говоря:
«И сил во мне, как перед смертью, нет
Не созерцать меня палящий свет».
Не созерцать, говорит она, того, о ком она сказала ранее: «.разит стрелою.» Так
заканчиваются ее слова, и на них отвечает новая мысль, как это будет разъяснено в следующей главе.
X.
Мы показали, каков смысл той части, в которой говорит душа, а именно — прежняя, уже
изжившая себя мысль. Теперь, следуя по порядку, надлежит обнаружить смысл той части, в которой
речь ведет новый, противоположный ей помысел; вся эта часть умещается в строфе, нани
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|