|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Данте Алигьери
Сочинения
стр. 57
мы не могли бы иметь ни истинного знания, ни истинного лицезрения.
Первое, что он нам показал, и первая тайна, которую Бог нам раскрыл, было явление одного из
вышеназванных духовных созданий; это был великий Его посланец, посетивший от имени Небесного
Целителя юную тринадцатилетнюю отроковицу. Спаситель собственными устами возвестил, что Отец
мог дать Ему много легионов ангелов; и Он не отрицал, когда Ему было сказано, что Отец заповедал
ангелам Своим служить Ему и охранять Его. Поэтому нам известно, что духовных созданий этих
существует бесчисленное множество; недаром святая церковь, Его невеста и доверенная (о которой
Соломон вопрошал: «Кто это восходит от пустыни.») — полная услад, опираясь на своего
возлюбленного, говорит, верует, проповедует, что благороднейшим этим созданиям несть числа. Она
делит их на три иерархии, иначе говоря, на три Святых или Божественных начала, и каждая иерархия
в свою очередь имеет три чина; таким образом, церковь полагает и утверждает три чина духовных
созданий. Первый — это чин ангелов, второй -архангелов, третий — престолов; и эти три чина
составляют первую иерархию: не первую по благородству и по времени их создания (ибо есть много
других благородных и все они были созданы единовременно), но первую по порядку нашего подъема
до их высоты. Далее следуют господства; за ними силы; затем начала; и они образуют вторую
иерархию. Над ними — могущества, херувимы, и над всеми — серафимы; и последние три образуют
третью иерархию. Их размышления о Боге имеют мощь, соответствующую числу их иерархии и
числу их чина. В самом деле, так как Божественное Величие заключено в трех ипостасях,
обладающих единой сущностью, то и созерцать их можно трояко. Так, возможно созерцание Высшего
Могущества Отца; к нему направлена первая иерархия, то есть первая по благородству и последняя в
нашем перечне. Можно созерцать и Высшую Премудрость Сына; к ней направлена вторая иерархия.
Можно, наконец, созерцать Высшую и пламенеющую Любовь Духа Святого; и к ней устремлена
последняя иерархия, которая, как самая близкая, передаст нам дары, которые она приемлет. А так как
каждая ипостась Божественной Троицы может быть рассматриваема трояко, в каждой иерархии
существуют три чина, созерцающие по-разному. Можно рассматривать Отца только в отношении Его
Самого, и таково созерцание серафимов, которые в Первопричине видят больше, чем любая другая
ангельская природа. Можно рассматривать Отца в Его отношении к Сыну, а именно, как Сын от Него
отделяется и с Ним воссоединяется; и это созерцают херувимы. Можно также рассматривать Отца в
зависимости от того, как из Него исходит Дух Святой, и как Он от Него отделяется, и как Он с Ним
воссоединяется; и таково созерцание могуществ. И таким же способом можно рассуждать и о Сыне, и
о Святом Духе; поэтому должны существовать девять разновидностей созерцающих духов для
лицезрения того света, который полностью видит только самого себя.
Об одном здесь умолчать нельзя. Я говорю, что некоторые из этих ангельских чинов были
низвергнуты, как только были созданы, быть может, в числе одной десятой части; для восполнения их
и был потом создан род человеческий. Об этих числах, чинах и иерархиях повествуют подвижные
небеса, коих девять, десятое же как раз и возвещает единство и устойчивость Божественного начала.
Поэтому и говорит Псалмопевец: «Небеса проповедуют славу Божью, и о делах рук Его вещает
твердь». Разумно предположить, что двигатели неба Луны принадлежат к чину ангелов, двигатели
Меркурия — к чину архангелов, а Венеры — к чину престолов. Порожденные любовью Духа Святого,
выявляют они действия, им присущие, а именно создают движения данного неба, полного любви. В
этом небе обретает свой облик некое добродетельное пламя, силою которого души возгораются
любовью сообразно со своей готовностью ее воспринимать. А так как древние приметили, что это
небо здесь на земле является причиной любви, они объявили Бога Амора сыном Венеры, как о том
свидетельствует Вергилий в первой песни «Энеиды», где Венера так обращается к Амбру: «Сын мой,
сила моя, сын Всевышнего Отца, презревший стрелы Тифея»; и Овидий в пятой книге «Метаморфоз»,
где он говорит, что Венера сказала Амбру: «Сын мой, оружье мое, сила моя». Престолы, которым
поручено управление небом Венеры, немногочисленны; о числе их философы и астрологи
придерживаются различного мнения в зависимости от того, как они смотрят на его круговращение;
хотя все они сходятся на том, что этих духовных существ столько, сколько существует движений
третьего неба. В книге «О скоплении звезд» на основании лучших выкладок, произведенных
астрологами, установлено, что движений этих три: первое, соответствующее движению звезды по
своему эпициклу; второе, сообразно движению эпицикла вместе со всем небом и равным образом с
небом Солнца; третье,
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|