|
|
|
|
|
|
Пародонтит симптомы и лечение консультация пародонтолога Стоматология НАВА.
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Данте Алигьери
Сочинения
стр. 49
случается, что человеку великодушному его творения всегда кажутся лучше, чем они есть на самом
деле, а чужие — хуже; малодушному же его произведения всегда кажутся малоценными, чужие же
ценятся им высоко; почему многие и презирают собственный народный язык и высоко ценят чужой.
Все эти люди в Италии — отвратительные злодеи, принижающие наш драгоценный народный язык,
который если в чем и бывает низок, то лишь когда он звучит в продажных устах этих прелюбодеев; а
они и есть поводыри тех слепцов, которых я упоминал, говоря о первой причине.
XII.
Если бы на глазах у всех из окна дома вырвались языки пламени и если бы кто-нибудь спросил,
не горит ли дом внутри, а другой ему ответил, что горит, я так и не мог бы решить, кто из них достоин
большего порицания. Не иначе выглядел бы и я, если бы на вопрос, живет ли во мне любовь к моему
родному языку, я после всех приведенных выше соображений ответил бы просто «да». Однако, чтобы
показать, что во мне живет не только любовь к этому языку, но и любовь совершеннейшая, и дабы
уличить его противников, обращаясь к тем, кто отлично меня поймет, я расскажу, каким образом я
сделался его другом, а затем о том, как эта дружба укрепилась. Как явствует из книги Туллия «О
дружбе», где он не расходится с учением Философа, развитым этим последним в восьмой и девятой
книгах «Этики», друг и его достоинства суть естественные причины, порождающие любовь;
благодеяния же его, изучение его и привычка к нему — причины, умножающие любовь. И все эти
причины были налицо, породив и укрепив то чувство, которое я питаю к моему народному языку, как
я это вкратце и докажу.
Всякая вещь тем ближе другой, чем более она с ней связана: так, сын наиболее близок отцу; из
всех искусств врачу и музыканту наиболее близки врачевание и музыка, с которыми они связаны
больше, нежели с другими искусствами; из всех мест на земле человеку всегда ближе то, где он
живет, с чем он соединен. Так и народный язык тем ближе человеку, чем больше он с ним связан, так
как он один, и только он, прежде какого-либо другого живет в душе и так как он связан с человеком
не только сам по себе, но и в силу внешних обстоятельств, поскольку это язык самых близких ему
людей, как-то родичей, сограждан и соплеменников. Вот что такое народный язык, который каждому
не просто близок, но в высшей степени близок. Поэтому если, как говорилось выше, близость есть
семя любви, то очевидно, что она была одной из причин любви, питаемой мной к моему родному
языку, который мне ближе всех других. Вышеназванная причина и породила у людей обычай,
согласно которому наследуют только первенцы, как более близкие именно потому, что они более
близкие и более любимые.
Далее, его достоинства сделали меня ему другом. При этом надо помнить, что достоинство,
присущее какой-либо вещи, вызывает к ней любовь: так мужчину красит обилие бороды, а женщину
— гладкость кожи; так достоинство легавой — хорошее чутье, а борзой — быстрый бег. И чем
достоинство значительнее, тем больше оно вызывает любви; хотя каждая добродетель в человеке и
вызывает к нему любовь, однако достойнее любви в нем та добродетель, которая наиболее человечна,
а это и есть справедливость, которая заложена только в разумной, иначе говоря, в интеллектуальной
части человека, то есть в его воле. Справедливость же настолько достойна любви, что, как говорит
Философ в пятой книге «Этики», ее любят и враги ее, как-то воры и грабители; поэтому мы видим,
что ее противоположность, а именно несправедливость, как-то предательство, неблагодарность, ложь,
воровство, грабеж, обман и им подобное, вызывает к себе величайшую ненависть. Это грехи
настолько бесчеловечные, что подозреваемому в них человеку, дабы он мог себя оправдать,
разрешается по древнему обычаю говорить о самом себе, как было сказано выше, и заявить о своей
честности и правоте. О справедливости я более подробно скажу ниже, в четырнадцатом трактате,
здесь же, ограничиваясь этим, возвращаюсь к своему предмету. Итак, доказано, что достоинство
наиболее существенное для вещи более всего в ней и заслуживает любви; и, чтобы показать, какое
именно достоинство для нее наиболее существенно, надо рассмотреть, какое более достойно любви и
наиболее восхваляемо. Во всем, что касается речи, наиболее достойна любви и наиболее восхваляема
способность сообщения мысли; в этом и заключается первая ее добродетель. А так как она
присутствует в нашем народном языке, что было ясно показано выше, в другой главе, то очевидно,
что достоинство это и явилось одной
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|