|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Данте Алигьери
Сочинения
стр. 48
лишенный света различающей способности, всегда следует в суждении молве, истинной или ложной;
поэтому всякий раз, когда бывает слеп и поводырь, и тот, кто прибег к его помощи, оба они кончают
плохо. Недаром мы читаем, что «если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». Молва,
направленная против нашего народного языка, разносится уже давно. О причинах, ее вызывающих,
сказано ниже, после настоящего рассуждения. Помянутые нами слепцы, которым нет числа,
положили руки на плечи лжецам и упали в яму, не зная, как из нее выбраться. Различающего зрения
чаще всего бывают лишены простолюдины, потому что, будучи с малых лет заняты каким-нибудь
одним ремеслом, они в силу необходимости настолько вкладывают душу в ремесло, что ничем другим
не занимаются. Наряд добродетели, как моральной, так и интеллектуальной, невозможно приобрести
вдруг, но лишь в результате опыта, тогда как их опыт ограничивается каким-то одним ремеслом и они
не заботятся о том, чтобы различать и другие вещи, и, таким образом, не могут обладать и
способностью различать. Поэтому и случается, что они часто поют за здравие собственной смерти и
за упокой собственной жизни, стоит лишь кому-нибудь подать голос, а при слепоте это порок в
высшей степени опасный. Недаром Боэций считает народную молву суетной, находя, что она лишена
способности различать. Таких людей следовало бы называть баранами, а не людьми: в самом деле,
если бы один баран бросился с обрыва высотой в милю, все остальные за ним последовали бы; и если
один баран при переходе через дорогу прыгнет, то прыгают и все остальные, даже не видя, через что
им прыгать. И я сам видывал некогда многих, которые скакали в колодезь из-за одного туда уже
спрыгнувшего, воображая, быть может, что они перепрыгивают через стенку, невзирая на то, что
плачущий и кричащий пастух преграждал им путь руками и грудью.
Вторая секта хулителей нашего народного языка отличается хитростью доводов. Многие люди
предпочитают не быть мастерами, а считаться ими и ради этого всегда взваливают вину на материал,
заготовленный для ремесла, или же на орудие, — подобно тому как плохой кузнец хулит
предложенное ему железо, а плохой музыкант хулит цитру, думая переложить вину за дурно
выкованный нож или за плохую игру на железо и на цитру и этим снять вину с себя. Немало и таких,
которые хотят, чтобы кто-то считал их владеющими словом, и которые, чтобы оправдать себя в том,
что они словом не владеют или владеют им плохо, обвиняют и уличают материал, то есть
собственный народный язык, и восхваляют чужой, хотя никто и не просил их пользоваться им. А если
кто-нибудь хочет проверить, следует ли обвинять железо, пусть посмотрит, что создали умелые
мастера, и он поймет злой умысел тех, кто, хуля материал, думает этим оправдать себя. Против таких-
то и витийствует во всеуслышание Туллий в начале одной из своих книг, которая называется «Книгой
о границах добра», ибо в его время хулили римскую латынь и превозносили греческую грамматику по
причинам, сходным с теми, по которым ныне объявляют итальянское наречие пошлым, а
провансальское — изысканным.
Третью секту хулителей нашего народного языка отличает ненасытное тщеславие. Много
таких, которые, передавая вещи, изложенные на чужом языке, и восхваляя этот язык, думают, что ими
будут восхищаться больше, чем когда они передают эти же вещи на своем. Сомнения нет, что нельзя
не похвалить умения хорошо изучить иностранный язык; однако восхвалять таковой наперекор
истине только для того, чтобы похвастаться таким приобретением, — предосудительно.
Четвертая возникает из зависти. Как говорилось выше, зависть всегда появляется там, где
существует некоторая общность. Между людьми, говорящими на одном языке, существует общность
во владении своим народным языком, но так как один не умеет им пользоваться так же, как другой, то
и рождается зависть. Поэтому завистник, желая обесчестить и обесславить писателя, порицает не
самого писателя, с его неспособностью писать, а материал, которым тот пользуется; а это все равно
что хулить железо, из которого сделан меч, для того чтобы осудить не железо, а искусство мастера.
Пятая и последняя секта движима малодушием. Человек великодушный всегда в сердце своем
сам себя возвеличивает, и наоборот — человек малодушный всегда считает себя ничтожное, чем он
есть на самом деле. А так как возвеличивание и умаление всегда предполагают нечто, по сравнению с
чем великодушный себя возвеличивает, а малодушный себя умаляет, и получается, что
великодушный всегда делает других меньшими, чем они есть в действительности, малодушный же
всегда — большими. А так как той же мерой, какой человек мерит самого себя, он мерит и свои
произведения, которые являются как бы частью его самого, поэтому и
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|