|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Данте Алигьери
Сочинения
стр. 45
репы говорят, что дар должен быть похож на того, кто получает, иначе говоря, чтобы он ему
соответствовал и был ему полезен, а в этом и заключается добропоспешающая щедрость того, кто,
даруя, умеет делать выбор. Но так как моральные рассуждения обычно вызывают желание вникнуть в
их происхождение, я намереваюсь в этой главе вкратце показать четыре основания, исходя из которых
всякий дар, в котором проявляется добропоспешающая щедрость, будет полезен тому, кто его
принимает.
Эта добродетель должна в каждом своем проявлении быть радостной, а не печальной, так как,
если даяние не радостно для дающего и для получающего, в нем нет совершенной добродетели и оно
не является истинной щедростью. Радость же эта ничего другого не может принести, кроме пользы
дающему и получающему. Таким образом, дарователь должен учитывать, что, даруя, он приносит
себе пользу от достойного и честного поступка, который сам по себе превыше всякой пользы, а
польза от употребления даруемое вещи переходит к получающему; и, таким образом, и один и другой
будут радостными, а следовательно, осуществится добропоспешающая щедрость. Во-вторых, замечу,
что добродетель неизменно должна направлять все к лучшему. Ведь подобно тому, как было бы
поступком предосудительным превращать красивый меч в мотыгу или мастерить красивую чашу из
красивой цитры, точно так же предосудительно переносить вещь из того места, где она приносит
пользу, туда, где она менее полезна. А так как предосудительно действовать понапрасну, то и
предосудительно помещать вещь не только туда, где она менее полезна, но и туда, где она принесет ту
же пользу. Поэтому, чтобы перемещение вещей было похвальным, перемещение это всегда должно
быть к лучшему, так как оно должно быть как можно более похвальным; а этого не может произойти
с даром, если дар из-за своего перемещения не становится более ценным, а более ценным он не может
стать, если он в употреблении не сделается более полезным для получающего, чем для дающего. Из
чего можно заключить, что дару надлежит быть полезным тому, кто его получает, чтобы в нем была
добропо-спешающая щедрость. В-третьих, действие этой добродетели должно быть направлено на
приобретение друзей, так как наша жизнь в этом нуждается, а цель каждой добродетели в том, чтобы
сделать нашу жизнь радостной. Поэтому, чтобы дар превратил получающего в друга, ему подобает
быть для него полезным, ибо польза запечатлевает в памяти образ дара, образ же этот -питание
дружбы, тем более сытное, чем дружба крепче. Поэтому некто обычно и говорит: «Никогда из души
моей не изгладится дар, который сделал мне тот, о ком я говорю». Следовательно, чтобы дар обладал
свойственным ему достоинством, каковое и есть щедрость, и чтобы щедрость была
добропоспешающей, дару подобает быть полезным для получающего. Наконец, дар должен быть
добровольным, а не вынужденным. Когда человек добровольно следует в определенном направлении,
лицо его обращено в ту сторону, куда он идет; если же человек идет против воли, он не смотрит туда,
куда идет. Дар обращен к одаряемому лишь в том случае, когда он направлен на нужды последнего. А
так как, не будучи полезным, он не может быть направлен на удовлетворение этих нужд, то
необходимо, чтобы дар был полезен тому, кому он предназначается, то есть его получателю; тогда и
добродетель не будет вынужденной; необходимо также, чтобы польза для его получателя была
заключена в самом даре, из которого тем самым и проистекала бы добропоспешающая щедрость.
Третье, в чем может проявиться добропоспешающая щедрость, — это даяние без просьбы, ибо
выпрошенный дар для одной из сторон — не добродетель, а торг, так как получатель покупает то, что
даятель не продает. Недаром Сенека и говорит, что «ничто так дорого не покупается, как то, на что
тратятся просьбы». Поэтому для того, чтобы в даре была добропоспешающая щедрость и ее можно
было в нем заметить и чтобы в нем не было ни тени торговой сделки, необходимо также, чтобы он не
был выпрошен. А почему так дорого стоит то, что выпрашивается, я не намереваюсь здесь обсуждать,
поскольку это будет достаточно ясно показано в последнем трактате этой книги.
IX.
От всех трех отмеченных выше условий, которые в своей совокупности содействуют тому,
чтобы в каждом благодеянии присутствовала и добропоспешающая щедрость, латинский
комментарий был бы далек, народный же им отвечал бы, как это с очевидностью может быть пока
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|