|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Данте Алигьери
Сочинения
стр. 27
во-вторых, если бы даже я и решился сказать о происшедшем, язык мой не был бы в состоянии
повествовать так, как надлежит; в-третьих, если бы даже отпали первые две причины, мне не
приличествует говорить об этом, так как я стал бы превозносить самого себя, что особенно
заслуживает порицания; поэтому я предоставляю эту тему другому комментатору. Так как число
«девять» встречалось нередко в словах моих и раньше, уместно будет, как мне кажется, отметить, что
в ее отбытии это число имело большое значение, и поэтому надлежит сказать и здесь то, что
соответствует моему намерению. Поэтому прежде всего я скажу, какую роль число «девять», столь ей
дружественное, играло в ее успении.
XXIX.
Я говорю, что, если считать по обычаю Аравии, ее благороднейшая душа вознеслась в первый
час девятого дня месяца; а по счету, принятому в Сирии, она покинула нас в девятом месяце года, ибо
первый месяц там Тизирин первый, называемый у нас октябрем; а по нашему исчислению, она ушла в
том году нашего индикта, считая от Рождения Господня, когда совершенное число завершилось
девять раз в том столетии, в котором суждено ей было пребывать на этом свете, она же принадлежала
к роду христиан тринадцатого века. Причина, по которой число «девять» было особенно ей любезно,
быть может, следующая: согласно с Птолемеем и христианской истиной девять — число движущихся
небес, а, согласно с общим мнением астрологов, упомянутые небеса влияют на дольний мир в
соответствии с их взаимной связью; отсюда следует, что число это было столь ей свойственно, ибо
при ее зачатии все девять небес находились в совершеннейшей взаимной связи. Вот одна из причин;
но, рассудив утонченнее и не отступив от непреложной истины, число это было ею самой; я говорю о
сходстве по аналогии и так понимаю. Число «три» является корнем девяти, так как без помощи иного
числа оно производит девять; ибо очевидно, что трижды три — девять. Таким образом, если три
способно творить девять, а Творец чудес в Самом Себе — Троица, то есть Отец, Сын и Дух Святой —
три в одном, то следует заключить, что эту даму сопровождало число «девять», дабы все уразумели,
что она сама — девять, то есть чудо, и что корень этого чуда — единственно чудотворная Троица.
Быть может, более утонченные в мыслях люди смогли бы прибегнуть к еще более сложным доводам,
однако я привожу тот, который пришел мне на ум и который наиболее мне нравится.
XXX.
Когда она покинула этот век, весь упомянутый город предстал глазам как вдовица, лишенная
всякого достоинства. Еще исходя слезами в опустошенном городе, я написал к земным владыкам о
его состоянии, взяв следующее начало у Иеремии: «Quomodo sedet sola civitas». И я говорю это, чтобы
не удивлялись, почему я привожу эту цитату в начале, как введение в новое содержание. И если кто-
либо счел нужным укорять меня за то, что я не записываю здесь те слова, которые последовали за
приведенными, в оправдание свое скажу, что с самого начала я решился писать только на языке
народном, слова же письма, начало которого я привел, все латинские, и, воспроизводя их, я нарушил
бы то, что предполагал сделать. Таково было мнение и первого моего друга, для которого я пишу, то
есть чтобы я писал для него лишь на языке народном.
XXXI.
Глаза мои изо дня в день проливали слезы и так утомились, что не могли более облегчить мое
горе. Тогда я подумал о том, что следовало бы ослабить силу моих страданий и сложить слова,
исполненные печали. И я решился написать канцону, в которой, жалуясь, скажу о той, оплакивая
которую я истерзал душу. И я начал канцону: «Сердечной скорби.» И чтобы канцона эта, когда она
будет закончена, еще более уподобилась неутешной вдовице, я разделю ее прежде, чем запишу; так я
буду поступать и впредь.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|