На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

С. Б. ЧЕРНЕЦОВ
ЭФИОПСКАЯ ФЕОДАЛЬНАЯ МОНАРХИЯ в XIII-XVI вв.
стр. 124

давать больше этим собакам даров, которые посылает отселе народ наш к гробу святому». Португальцы же, напротив, воевали с мусульманами именно за монополию в торговле с Индией, иногда всерьез считая свои военные усилия не чем иным, как продолжением крестового похода, начатого еще Генрихом Мореплавателем. Видимо, этими «христианнейшими» целями объясняли военную деятельность своего короля и свое собственное появление при эфиопском дворе и Ковильян и посланцы Триштана да Куньи. Поэтому и царица Елена желает своему португальскому адресату, чтобы «исполнилось желание сердца вашего на блого и были изгнаны и уничтожены эти неверные магометане с лица земли». Стоит отметить, что царица Елена, хотя и предлагает португальскому королю военный союз, который она готова скрепить и династическими браками, отнюдь не приглашает португальцев в Эфиопию и не просит помощи против своих мусульманских соседей. В ее послании много умолчаний и недомолвок. Так, она не повторяет тех португальских предложений, с которыми явились Жуан Гомиш и Хуан Санчес, а только ссылается на них. Собственные конкретные предложения она также предпочитает передавать устно через Матфея. Но общий замысел достаточно ясен и из написанного. Португалии в качестве морокой державы предлагается бороться с мусульманами на море, причем бороться с мусульманами Средиземноморья, а отнюдь не с мусульманами Африканского Рога. Эфиопия же как сухопутная держава готова оказать Португалии помощь и войсками и продовольствием за пределами Эфиопии. Однако, несмотря на всю ясность в этом вопросе, впоследствии возник целый ряд недоразумений, которые самым роковым образом сказались и на судьбе Матфея и на характере первых прямых сношений Португалии и Эфиопии. Потом португальцы утверждали, что царица Елена устно, через Матфея предлагала им треть своей страны [71, с. 33], — в высшей степени невероятное предложение! Трудно сказать, каким образом возникло подобное недоразумение в самом начале прямых эфиопско-яортугальских сношений. Возможно, что оно обязано своим происхождением не столько посланию Елены или ее устным инструкциям, сколько той булле, которую в 1502 г. король Португалии Мануэл I (1495-1521) получил от папы Александра VI, в которой португальский король провозглашался в качестве «владыки плаваний, завоеваний и торговли Эфиопии 13, Аравии, Персии и Индии». Как бы там ни было, все это весьма отрицательно сказалось на том приеме, который ждал в Эфиопии ответное португальское посольство. Впрочем, в те времена и путешествия и обмен посольствами в этом регионе были делом отнюдь не скорым, и прошло десять лет, прежде чем Матфей вернулся в Эфиопию с ответным португальским посольством. Из Эфиопии он отправился в Индию через Зейлу в 1510 г., по свидетельству «Хроники де Албукерки», «просить генерал-губернатора дать ему проезд в Португалию; так как при дворе Пресвитера Иоанна известно, что он послан с посланием к королю Португалии, он никоим образом не смог бы пройти через страну мавров, не подвергаясь величайшей опасности» [53, с. 252-253]. В этом отношении Матфей был совершенно прав: будучи по происхождению армянином и, следовательно, подданным Оттоманской Порты, он, везя послание с предложением военного союза против мусульман, совершал государственное преступление, караемое смертью, которую турки умели делать весьма мучительной [38, с. 201]. Страх перед мусульманскими шпионами преследовал его и при дворе португальского вице-короля Индии. Правда, вице-королю Афонсу де Албукерки он передал в общих чертах содержание привезенного им послания, но твердо заявил, что самое послание он передаст в руки лишь тому, кому оно было адресовано, т.е. королю Португалии, и просил обеспечить ему туда проезд. Однако португальцы, судя по всему, никак не понимали всех проблем бедного Матфея, тайно пробравшегося в Индию. Сначала они приняли его с радостью, и Афонсу де Албукерки устроил пышный прием с участием «всех фидалгу» и грандиозный крестный ход, так как Матфей, помимо послания от царицы Елены, привез из Эфиопии частицу голгофского


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes