На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

С. Б. ЧЕРНЕЦОВ
ЭФИОПСКАЯ ФЕОДАЛЬНАЯ МОНАРХИЯ в XIII-XVI вв.
стр. 117

соответственно, Эфиопии здесь в португальских планах отводилась сугубо вспомогательная роль и то лишь постольку, поскольку на Красном море находился турецкий флот. Проникновение португальцев в Индийский океан, повлекшее за собою то, что отныне мировая торговля между Востоком и Западом по большей части стала осуществляться морским путем вокруг Африки, а красноморский путь снова пришел в упадок, произошло как раз в то время, когда. Наод перенес на другое место тело Зара Якоба и провозгласил новую политику. В наследство от брата Наеду досталось царство, раздираемое феодальной анархией; практически независимый и крайне беспокойный Адель, откуда под водительством эмиров постоянно совершались опустошительные набеги на пограничные области, и возросшие амбиции царских военачальников, привыкших после смерти Баэда Марьями с оружием в руках дерзко вмешиваться в вопросы престолонаследия. Эти военачальники были склонны скорее управлять сами, нежели быть управляемыми. Наод, по- видимому, пожелал вернуться ко временам Зара Якоба, чье царство было «честно и грозно повсюду», разрешив адальскую проблему. До сих пор науке известно лишь начало пространной «Хроники», посвященной Наеду, где повествование доводится до 3-го года его царствования. Далее оно обрывается, но есть надежда, что когда-нибудь будет найдено и ее продолжение. Пока же приходится довольствоваться лаконичными строками «Краткой хроники»: «И после сего напишем историю царя Нарда. А прежние станы, где зимовал он в Вадже, суть Энгодит, Кес, Вагада, Занкар, Энзас и снова Занкар. А потом — в Даваро: Варе Зонам, Дэмбе. А потом — Мальза в Амхаре, Ванзех, Дэджно. И там упокоился государь Наод» [33, с. 327]. Видимо, Наод личным присутствием стремился обеспечить безопасность пограничным областям, населенным преимущественно мусульманами. Шесть лет он провел в Вадже, что говорит о трудности выполнения этой задачи, и три года в Даваро, также населенной мусульманами. Очевидно, ему удалось добиться какого-то успеха, так как последние три года Наод пребывал в своем домене в Амхаре. Сама география «зимних местопребываний» Нарда указывает на его отказ от сугубо доманиальной политики своего отца, Баэда Марьями. Однако решительного успеха Наод не достиг. Окончательно усмирить беспокойный Адель не удалось, и сам царь умер, отражая очередной набег мусульман. «И после, этого опустился он и направился к Зваю, чтобы сохранить страну от рук мусульман. И когда он был там, настала зима. Мусульмане же объединились с людьми Аделя и захватили землю Ифат. Царь выступил из Иярико, чтобы сразиться с ними, подошел к реке Ацрар и обнаружил, что 24 хамле она переполнена до краев. И когда переправлялся он вместе с войском своим, унес поток войско царское. Царя же с трудом вытащили воины его. И назвали то (место) потоком, ибо он унес людей из войска. А царь заболел после того, как вышел из этого потока. Он встретился со своими людьми и опочил в мире 7 нэхасе, и погребен был на Гешен, горе царей» [74, с. 551]. Итак, новая политика Нарда не увенчалась успехом, и причиной этому была, конечно, отнюдь не трагическая переправа через бурную реку в сезон дождей. По Ф. Энгельсу, «вести борьбу против феодальных порядков с помощью войска, которое само было феодальным, в котором солдаты были более тесно связаны со своими непосредственными сюзеренами, чем с командующими королевской армией,— это, очевидно, означало вращаться в порочном кругу и не сдвинуться с места» [3, с. 413]. Наод же попытался вернуться к политике Зара Якоба и разрешить адалъскую проблему именно «с помощью войска, которое само было феодальным». Представить себе, как происходило это вращение «в порочном кругу» в действительности, нам дает возможность любопытная картинка с натуры, которая заслуживает быть приведенной полностью. Это отрывок из «Завоевания Абиссинии» Шихаб эд-Дина Абдель Кадера, в котором дееписатель грозного адальского имама Ахмада ибн Ибрагима аль- Гази описывает судьбу Ванаг Жана, царского родича и наместника Бали времен царя Нарда:


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes