На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

С. Б. ЧЕРНЕЦОВ
ЭФИОПСКАЯ ФЕОДАЛЬНАЯ МОНАРХИЯ в XIII-XVI вв.
стр. 82

Использование Зара Якобом монастырских кадров и монастырской организации для управления государством свидетельствует, что к середине XV в. развитие феодализма вглубь в Эфиопии усилилось. Это, во-первых, позволяло применить новые методы управления страной, а во- вторых, потребовало ответить на социальные изменения общества соответствующими изменениями административного аппарата, призванного насаждать и защищать эти социальные изменения в интересах господствующего класса феодалов. Такова была классовая сущность дворцово-вотчинной системы управления. Именно на достижение этой щели и были направлены так называемые церковные реформы Зара Якоба. Царский хронист и эфиопские монастырские летописцы с особенной любовью останавливаются на этих церковных реформах: «Когда воцарился господин наш Зара Якоб, был мир и покой во всей земле Эфиопской, и он проповедовал правду и веру и был подобен красотою уставов проповеди своей и учения своего пророку и апостолу, ибо люди эфиопские жили, оставив уставы веры и почитание суббот и праздников... Он учил символу веры, молитве Евангелия, ветхозаветному десятисловию и евангельскому седмисловию, единому божеству в триех лицах, рождению сына от отца без матери и рождению его от Марии без отца — сему и подобному учил он и повелел учить всех мужчин и женщин, составляя собрания во все субботние дни, во все праздничные дни во всех местах. Он повелел сеюмам — если священники этого не будут делать и не будут учить по местам своим, да отнимется их достояние и расхитятся дома их» [24, с. 77]. Этой же традиции следуют и современные исследователи истории Эфиопии, подчеркивая проповедническую и учительную роль Зара Якоба в распространении христианства в стране и реорганизации церкви: «Основа политики Зара Якоба заключается в том успехе, с которым он включил основные монастыри страны в свою религиозную программу, используя для этого странную комбинацию экономического предпочтения и юридического принуждения. Именно таким образом обстояло дело после собора в Дабра Метмаке, когда ему удалось объединить учительные возможности всех монашеских общин в своем царстве. В попытке наилучшим образом использовать эти общины он, по-видимому, разделил свое царство на религиозные сферы влияния, которые распределил между основными монастырями» [78, с. 236]. Это было действительно так. Однако внимательное рассмотрение деятельности таких монастырей заставляет предполагать здесь и другие цели, помимо сугубо проповеднических. Причем интересно, что это были уже не столько монастырские, сколько государственные цели. Проповедью христианства монастыри занимались уже давно, одновременно собирая земельные владения. Теперь же «сферы влияния» каждого монастыря по приказу царя разрослись необычайно и включали, помимо их собственных землевладений и близлежащих местностей, огромные области, сравнительно недавно вошедшие в состав христианского царства, например Мугар и Эндагабтан. Благотворя монастырям, Зара Якоб настойчиво требовал от них выполнения новых обязанностей, далеко выходящих за. (пределы собственно монастырских интересов: игумены этих монастырей должны были, подобно наместникам, объезжать приданные им области и твердой рукою /искоренять местные верования и уничтожать власть местных жрецов. Поскольку подобные административные меры предусматривали прежде всего приведение к повиновению местного населения, то игуменов в этих поездках сопровождали царские войска. Житийная литература того времени показывает, каким образом игумены выполняли свою миссию: «Зара Якоб сказал (Марха Крестосу, настоятелю Дабра- Либаносокому): "...иди и заботься о. йерковном устроении и учи вере во всех землях"... (В это время) вера людей Мугара была еще нетверда, и потому (Марха Крестов) спустился в землю Мугар с посланными от царя» (цит. по [78, с. 23Эр. Как повествует далее «Житие» Марха Крестоса, такое сопровождение позволило дабра- либаносскому настоятелю не только, сжечь обнаруженные им «магические книги», но и, встретив сопротивление местного населения, схватить зачинщиков и отослать их к


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes