На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

С. Б. ЧЕРНЕЦОВ
ЭФИОПСКАЯ ФЕОДАЛЬНАЯ МОНАРХИЯ в XIII-XVI вв.
стр. 65

достичь которого было так нелегко в эпоху раннего феодализма, искали себе союзников повсюду, оде только могли найти. Поэтому аскетические идеалы евстафиан, публично отрекавшихся как от земного стяжания, так и от суетного политического влияния, должны были импонировать эфиопским царям, которые не отказывались воздавать богу богово, если кесарю будет воздаваться кесарево. Однако, чтобы по достоинству оценить воззрения евстафиан, замкнувшихся на окраинах Тигре в своем беспоповстве и «не входивших в дом царя и в дом митрополита», царской власти нужно было как следует познакомиться с ними. Возможность для этого представилась в 1400 г., когда по настоянию недавно прибывшего митрополита Варфоломея (1399—1436) эфиопский царь Давид (1380—1412) призвал к себе евстафианских игуменов для разбирательства их субботствования. Исход разбирательства был предрешен заранее. Хотя сам царь благоразумно уклонился от вынесения решения по сугубо богословским вопросам, он оказал полную поддержку митрополиту и акабе-саату 6 Царака Берхану, настоятелю Хайкского монастыря и главе придворного духовенства. Те же были полны решимости раз и навсегда покончить с этой опасной ересью. В результате, несмотря на то что евстафиане мужественно отстаивали свою точку зрения и ссылались на апостольские постановления, они были отлучены от церкви, и тогдашний их глава, Филипп Дабра-Бизанский, был сослан на остров на оз. Хайк под присмотр местных монахов [78, с. 213—215]. Этот период усиленных гонений на евстафиан по-разному отозвался в Тигре и в Шоа. Если в Тигре некоторые евстафиане заколебались и приняли священников господствующей церкви (такие, как игумен Матьяс из Шэмагэлле или Захария из Бэрбэре), то в Шоа придворное духовенство и светские феодалы стали постепенно склоняться на сторону нестяжателей-евстафиан. Некоторый свет на дальнейшую судьбу евстафиан проливает «Житие аввы Георгия из Гасча». Рукопись «Жития» в Хайкском монастыре нашел Таддесе Тамрат и кратко пересказал в своем труде [78, с. 222—226]. Авва Георгий был сыном придворного священника и получил образование в Хайкском монастыре, где настоятелем тогда был Царака Беркан, яростный противник субботствования. Это не помешало, однако, авве Георгию, став придворным священником после смерти своего отца, превратиться в ревностного сторонника и почитателя субботы, что поссорило его «ак с дабралибаносцами, так и с Самуилом Вальдаббским, признанным главою северного общежительного монашества, придерживавшегося явно антиевстафианского направления. Однако нелюбовь вемлевладетельного монашества никак не отразилась на придворной карьере аввы Георгия, из чего можно заключить, что идеи евстафиан начали находить себе поддержку при дворе. Авва Георгий занимал видные придворные должности и в царствование Давида и в правление Исаака (1413—1430), был плодовитым писателем-богословом и учителем царских детей. Возможно, многими своими богословскими идеями царь Зара Якоб был обязан именно авве Георгию [78, с. 225]. Как бы там ни было, но преследования еветафиан прекратились в 1403 г., когда царь Давид издал указ о возвращении евстафиан из изгнания и о даровании им свободы субботствования. Об этом писал царь Зара Якоб: «Мой отец Давид, царь Эфиопии.... послал гонцов, чтобы они вернули учеников Мазкаба Эгзиэ из рассеяния и чтобы позволили им входить в свои церкви. Царские гонцы повиновались, и ученики Маэкаба Эгзиэ возвратились на места свои. И еще царь повелел ученикам Маэкаба Эгзиэ соблюдать обе субботы, как предписали апостолы в Синодосе» (дит. по [78, с. 21бр. Такой перемене царского отношения к евстафианам способствовали несколько обстоятельств: смерть в 1403 г. акабе-саата Царака Берхана, разгром в том же году Саад эд-Дина и его гибель на о-ве Зейла — событие, торжественно отпразднованное по всей христианской Эфиопии. Немалую роль здесь сыграла и растущая популярность еветафианских воззрений при дворе. Таддесе Тамрат так объясняет прекращение гонений на евстафиан в 1403 г.: «Вполне очевидно, однако, что изменение политики Давида по отношению к "дому" Евстафия явилось просто результатом их усилившегося


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes