На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

С. Б. ЧЕРНЕЦОВ
ЭФИОПСКАЯ ФЕОДАЛЬНАЯ МОНАРХИЯ в XIII-XVI вв.
стр. 63

ла. И, пожалуй, только в этом отношении интересы эфиопского митрополита и царя не совпадали. И тот и другой в силу своего положения были призваны заботиться как о единстве церкви, так и об экономическом ее благосостоянии. Однако, преследуя неодинаковые цели, они делали это по- разному. Эфиопских царей мало волновала сущность религиозных споров, пока они не начинали серьезно угрожать политическому единству феодальной державы. Далее, они были готовы весьма щедро жаловать и церкви и монастыри имуществом и землей на непременном условии признания церковниками того, что они держат эту землю от государя, т.е. в политическом отношении признания вассальной зависимости. Недаром царские земельные пожалования церквам, в принципе неотчуждаемые, назывались тем же термином «гулы», как и земли, жалуемые служивым людям за службу и на время службы. Собственно, это было практическим применением твердого царского убеждения, что «землю-то бог дал мне». Более того, цари жаловали землю не эфиопской церкви вообще, а отдельным храмам и монастырям, это в их глазах уравнивало политическое положение как светских, так и духовных феодалов, «живших в земле царя» и уже потому бывших его вассалами. Подобная экономическая разобщенность эфиопской церкви, состоявшей из многочисленных и независимых друг от друга храмов и обителей, влекла за собой и разобщенность политическую. В нередких столкновениях между царской властью и церковью последняя нечасто могла выступить единым фронтом. Отношения между отдельными князьями церкви, даже при полном догматическом единомыслии, отличались не меньшей сложностью, нежели отношения постоянно враждовавших между собой светских феодалов. Это облегчало верховное господство царской власти, однако никак не устраивало митрополитов. Митрополиты всячески стремились добиться не только догматического, но и политического единства церкви, единства, способного поднять церковь из вассального положения до равноправия ю царской властью. Однако это стремление к единству политическому, вообще столь трудно достижимому при феодализме, всегда наталкивалось на проблему внутренней организации — этот гордиев узел феодального общества, не разрешив: которого митрополиты не могли достичь своей цели. Обычно исследователи связывают организационную деятельность эфиопских митрополитов этого периода с той христианизацией местного населения, которой сопровождалась широкая феодальная экспансия: «Кроме этих внутренних конфликтов, такие продукты быстрого распространения церкви в эфиопском регионе также представляли еще более серьезные проблемы для эфиопской церкви. Так как территория, находящаяся под политическим контролем царства, постоянно увеличивалась, соответственно множилось и количество церквей и монашеских общин среди недавно завоеванных народов. Все растущее число людей с разной культурой и верой начинало принимать христианскую религию, и к середине XV в, эти дополнительные обязанности оказались для церкви выходящими за пределы ее организационных и учительных возможностей. Необходима была решительная реорганизация институтов церкви и полное переосмысление ее роли в государстве» [78, с. 221—222]. При всей распространенности подобной точки зрения следует, однако, заметить, что эфиопская церковь в эту эпоху организационно отнюдь не была единым институтом. Многочисленные церковные приходы и монастыри признавали над собою власть митрополита, подобно тому как многочисленные феодалы признавали власть эфиопского царя. Между собою же они были почти никак не связаны. Насколько организационно здесь были развиты иерархические вертикальные связи, настолько практически отсутствовали горизонтальные. Процесс же широкой феодальной экспансии, которая началась в Эфиопии еще в XIП в. и сопровождалась как включение значительных масс населения в состав феодальной империи, так и обращением их в христианскую веру, протекал в определенной мере стихийно и небыстро. И если он осуществлялся усилиями


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes