На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

С. Б. ЧЕРНЕЦОВ
ЭФИОПСКАЯ ФЕОДАЛЬНАЯ МОНАРХИЯ в XIII-XVI вв.
стр. 52

Беспокойная адальская граница обостряла нужду в надежном тыле и открывала глаза царю на результаты активной мо: пастырской деятельности по освоению новых территорий и подчинению их населения власти не только настоятелей монастырей, но и эфиопских царей. По-видимому, и Аарон Дивный хорошо понимал это, когда из своего изгнания посылал показывать плоды земледелия Сайра Араду. В новых условиях Сайра Арад решил пойти на примирение с южным монашеством, а в случае с Аароном Дивным даже выплатил виру «за умерших братьев», положив конец долгой распре. Такие отношения складывались между царской властью и южным общежительным монашеством в правление Сайра Арада. С северным же общежительным монашеством отношения; были хорошими еще со времен Амда Сиона. Если ножнам монастырская традиция сохранила воспоминания о Сайра Арапе как о своем гонителе, то северная традиция отзывается о нем вполне благожелательно. Именно северная рука чувствуется в следующем отрывке из «Краткой хроники»: «Сайра Арад, сын государя Амда Сиона, правил 28 лет. Сей Сайра Арад отправился в Тигре, взошел на гору Банкуаль и нашел авву Мадханина Эгзиэ немощным старцем. Приняв от него благословение, пошел он и сразился в Верхнем Египте, ибо языческий царь Египта заточил в темницу авву Марка, патриарха александрийского, 84-го патриарха, по причине налогов. Затем освободил сей царь этого патриарха и вернул его на должность его. Об этом записано в синаксаре на 21-е тэкзмта» 3. Хорошие взаимоотношения Сайра Арада, с тигрейским монашеством, его указ для тамошнего монастыря св. Ливания (Мата) и паломничество к Мадханина Эгзиэ весьма знаменательны. Вероятно, это определялось прежде всего теми различиями, которые существовали в отношениях дабра- либаносского и тигрейского монашества к центральной власти и к домену. Если дабралибаносцы считали своими основателями и духовными главами Такла Хайманота и Филиппа, то тигрейское монашество общежительного устава возводило свое происхождение к Банкуальской обители, основателем которой был Мадханина Эгзиэ. К сожалению, «Житие» этого святого пока неизвестно, однако его имя можно часто встретить в житиях его учеников и постриженцев Банкуаля: Абия Эгзиэ, Фаддея Бартарваского и Самуила Вальдеббского, упомянутого среди «звезд светлых, воссиявших во времена Давида II» (1380—1412) в «Мэцхафе Тефут» [40, с. 101]. Эти жития, принадлежащие к «произведениям одной агиографической школы северной Абиссинии» [22, с. 44], весьма любопытны и интересны как для характеристики самого тигрейокого общежительного монашества, так и для уяснения его взаимоотношений с царской властью, весьма отличных от известных нам отношений дабралибаносцев. В тех условиях, в которых развивалось тигрейекое общежительное монашество, оно остро нуждалось в царской поддержке. Если на «ничейной земле» языческих южных областей монастырское землевладение распространялось быстро, и широко, не имея иного соперника, кроме эфиопских царей, озабоченных укреплением и увеличением своего домена, то на густо населенных землях Тигре дело обстояло иначе. Там давно и прочно укрепились и христианство и феодальные отношения, и монашество общежительного типа при попытках устройства землевладетельных монастырей сталкивалось уже не с разрозненным «языческим сопротивлением», а с решительным отпором могущественной наследственной знати, вовсе не желавшей делиться с монахами землей. К тому же эта знать обладала достаточной силой (и прежде всего военной), чтобы отстоять свои права. В «Житии» Абия Эпзиэ, например, нередко встречаются описания конфликтов с местными феодалами, вроде того, когда «явился гордый и наглый хаусегуа 4, по имени Йетбарак, который не боялся бога и не чтил боящихся бога. Придя, он угнал всех коров вдов и сирот. Те пошли к нашему святому Абия Эгзиэ и пожаловались». В результате святому пришлось вразумлять князя чудом. С божьей помощью «раздался из облака гром и поверг сего наглого и его людей» [20, с. 103—104]. Защита монастырских интересов и имущества «вдов и сирот» от покушений местных феодалов, которые «не (боялись бога и


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes