На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

С. Б. ЧЕРНЕЦОВ
ЭФИОПСКАЯ ФЕОДАЛЬНАЯ МОНАРХИЯ в XIII-XVI вв.
стр. 47

верховную власть «над всеми мусульманами Эфиопии», о чем в свое время заявлял Амда Сион. Эта постоянная борьба требовала непрерывного напряжения сил. Эфиопским царям приходилось большую часть своего царствования проводить в пограничных областях: Ифате, Вадже и Фатагаре для отражения мусульманских набегов и организации карательных экспедиций в глубь пустыни. При этом приходилось часто оглядываться и на окончательно не замиренных мусульман Бали, Даваро и Хадья, безусловно, сочувствовавших борьбе своих адальских единоверцев. Итак, к началу XV в. и христианская феодальная экспансия и мусульманская торговая экспансия, столкнувшись на территориях Шоа и Ифата, остановились. Эфиопским государям удалось привести к вассальной зависимости большинство мусульманских торговых городов-государств и, взяв таким образом под свой контроль торговый путь к побережью Красного моря и Аденского залива, получать выгоду от этой торговли в виде пошлин и Дани от мусульманских вассалов. Разобщенность и соперничество последних позволяло христианским царям сохранять свое господство, силой подавляя всякую попытку мусульманских правителей отложиться. Однако с дальнейшим развитием торговли и классовых обществ внутри подобных государственных образований, а также с дальнейшим распространением ислама на Африканском Роге необходимость объединения мусульманских государств, о которой еще в XIV в. говорил Абд Аллах из Зейлы, стала ощущаться острее. В этих условиях протекало становление нового мусульманского государства Адель, сумевшего под властью двух братьев, Хакк ад-Дина II и Саад эд-Дина, добиться политической независимости и сравнительно успешно отстаивать ее от покушений христианских царей. Так стала складываться новая обстановка на Африканском Роге, и Дж. С. Тримингхэм справедливо заметил, что выступление Саад эд-Дина по своему характеру напоминало не столько заурядный феодальный мятеж, сколько джихад: «С Саад эд-Дином были законники, дервиши, крестьяне и все жители страны. Все они дали смертную клятву. Меж ними произошла жестокая битва. Четыреста божественных шейхов, каждый с кувшином для омовений и со множествам дервишей под своим началом, пали мучениками. Избиение мусульман продолжалось, пока большинство из них не погибло, а остальные не были разбиты» (цит. по [82, с. 74р. В народной памяти мусульман Саад эд- Дин остался мучеником и борцом за веру. Пока его гробница не была смыта морем, она оставалась местом паломничества, а мусульманские земли Африканского Рога еще долго носили название «страны Саад ад-Дина». Таким образом, христиаво-мусульманское противоборство постепенно стало принимать новый характер, характер войны за веру. Прежде мусульманская традиция устами пророка Мухаммеда гласила: «Оставьте абиссинцев в покое, пока они не нападают» [82, с. 46]. Эти слова были сказаны в память о гостеприимстве, оказанном эфиопами сподвижникам Пророка, изгнанным старейшинами Мекки. Арабский путешественник и писатель X в. Ибн Хаукал также повторял, что понятие джихада не распространяется на Эфиопию (цит. по [82, с. 52р. Однако к XV в., когда территориальная экспансия и христианской Эфиопии и мусульманских торговых государств, столкнувшись, остановилась, обе стороны почувствовали необходимость перегруппировки сил и внутренних преобразований для своего дальнейшего развития; преобразований государственных по сути и религиозных по своей форме и идеологическому содержанию. По обе стороны беспокойной границы между христианским царством и Адалем, постоянная борьба на которой требовала непрерывного напряжения сил как христиан, так и мусульман, шла неприметная внутренняя работа, в конечном счете и определившая дальнейшее развитие этих государств. В Адаме, судя по всему, классовые отношения стали распространяться за пределы торгового города, т.е. там начинался процесс превращения торгового города-государства


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes