На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

С. Б. ЧЕРНЕЦОВ
ЭФИОПСКАЯ ФЕОДАЛЬНАЯ МОНАРХИЯ в XIII-XVI вв.
стр. 45

Следует сказать, что мусульманские правители Ифата и раньше постоянно колебались между двумя противоположными тенденциями — воинственной и примирительной. «Сказание о походе царя Амда Сиона» повествует, как Джемаль эд-Дин, поставленный царем вместо своего возмутившегося брата, Сабр эд-Дина, над Ифатом, увещевал увлеченного победами Амда Сиона, стремясь спасти свою страну от разорения: «Прошу тебя, царь, вернись в твой город. После того, как ты поставил меня, я творю волю твою; ведь земля мусульман гибнет; оставь отныне то, что уцелело, и не губи больше, чтобы с тобою вели торговлю» [24, с. 24]. Впрочем, вскоре он сам предпочел миру войну и попытался организовать единый мусульманский фронт против гегемонии Амда Сиона. После смерти победоносного христианского царя раскол между сторонниками мира и войны коснулся и самого правящего рода Валасма, и сын Сабр эд-Дина Али восстал против Сайра Арада к вящему неудовольствию зажиточного мусульманского купечества [78, с. 146]. Отсутствие единства среди мусульман Ифата помогло Сайра Араду сравнительно легко справиться с мятежом и, следуя давней политике эфиопских царей, посадить на место Али его сына Ахмада, снискавшего себе среди ревностных мусульман мрачную славу предателя. Подобное отношение к царским ставленникам явилось новой чертой для Ифата и опасным признаком для христианского владычества. Ахмад был тесно связан с Сайра Арадом и подолгу живал при царском дворе вместе со своими сыновьями — Хакк эд-Дином II и Саад эд-Дином. По иронии судьбы, нередкой в истории, именно эти братья, младший из которых родился при дворе эфиопского царя, стали яростными борцами за дело ислама, доставив много тревог христианским монархам. Оказавшись изгоями в своем роду как сыновья предателя, они ушли в полупустынную область Адель, где стали собирать вокруг себя сподвижников из среды воинственных кочевников и молодых ифатцев, недовольных засильем стариков, пресмыкавшихся перед эфиопским царем. Хакк эд-Дину II, выступившему против своего дяди Мола Асфа, который тогда был правителем Ифата, удалось разбить не только его войско, но и царские войска, посланные ему в помощь. Сам Мола Асфа был убит в сражении, и с 1363 г. Хакк эд-Дин II стал править Ифатом [78, с. 148]. Придя к власти и не желая мириться с эфиопским царем, Хакк эд-Дин II перенес свою столицу из Ифата в область Адель, в район Хараре. Цель подобного перемещения ясна: новая столица, по- прежнему контролируя торговый путь на Зейлу, была расположена значительно дальше от царского домена. Теперь эфиопским царям стало уже труднее осуществлять те быстрые карательные походы, которых постоянно страшился Ифат. Кроме того, в Адале всегда можно было рассчитывать на поддержку кочевников, извлекавших значительную выгоду от сопровождения торговых караванов и обычно выступавших на стороне мусульман. Таддесе Тамрат придает первостепенное значение этому новшеству Хакк эд-Дина II: «Но Адель никогда не мог стать неотъемлемой частью средневековой державы христианской Эфиопии. Этому неблагоразумно помешал Амда Сион в 1332 г., когда он назначил потомка династии Валасма "царем над всеми мусульманами". В его намерения входило объединить все мусульманские дела в Эфиопии в ведении одного лица, с которым он мог управиться эффективнее, и дружественно настроенный член "дома" Валасма, конечно, наиболее подходил для этой должности. Но этим он колоссально способствовал процессу, который в конце концов привел к появлению Саад эд-Диновой ветви династии Валасма как поборника ислама в масштабах всего эфиопского региона. Хакк эд-Дину и его преемникам удалось добиться полной независимости от христианского царства. Тем не менее потомкам династии Валасма пришлось за это дорого заплатить: отказавшись от Ифата как своего традиционного центра, они отдали свой плацдарм и возможность прямого политического влияния на внутренние районы. Ифат, все Шоа, Даваро, Хадья и Бали оказались под непосредственным контролем христианского царства. Почти непрерывные пограничные конфликты и политические


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes