На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

С. Б. ЧЕРНЕЦОВ
ЭФИОПСКАЯ ФЕОДАЛЬНАЯ МОНАРХИЯ в XIII-XVI вв.
стр. 38

Все более разраставшиеся монастырские землевладения в той самой области, которую царская власть желала превратить в свой домен, становились постепенно помехой царю, могущество которого зависело прежде всего от численности и преданности его войска. Сохранять же и поддерживать и то и другое царь мог только путем постоянных и достаточно больших земельных пожалований (гультов) из земель своего домена. Так, к середине XIV в. церковным и светским феодалам стало тесно на обширных и плодородных землях Шоа; их интересы, до сих пор совпадавшие в основной своей цели феодального подчинения местного земледельческого населения, стали приходить в столкновение, которое, как и в Западной Европе, неизбежно должно было вылиться в форму «борьбы за инвеституру». Филипп ощущал нарастание конфликта, и его «Житие» сообщает о его предчувствиях: «Еще скажу вам, чего я боюсь. В последние дни придут люди верные и люди дерзкие, и сделают верных дерзкими, а дерзких — верными. Также грешные уподобятся праведным, и они запятнают праведных; и мамхерами не будут поставлены по избранию от бога, но будут поставлены за мзду и словами лжи, и не будут поставлены те, которые знают писание, но те, которые будут знать речь стран. И те, которые не упокоются, будут обвинены пред царями и вельможами, пока не отдадут наставления обманом, желая наполнить одни землю. И монахи будут проводить время в собраниях судей, судимые вместе с мирянами» [20, с. 398]. Житийная литература вообще скупа на сведения об экономической стороне жизни даже древних и прославленных обителей, и «Житие» Филиппа Дабра-Либаносского не представляет исключения в этом отношении. Однако в приведенном отрывке за апокалиптическими настроениями Филиппа явно проглядывают его землевладельческие и феодальные заботы и претензии на иммунитет и независимость от царской власти. Если прежде все земли вокруг обителей, населенные «неверными язычниками», и церковью и царской властью рассматривались как естественное достояние «верных монахов», получавших от государя бичи для «наставления народа», то теперь в этих землях царь расселил «дерзких» представителей военного сословия. Царские воины, принявшие христианство и ставшие таким образом «верными», оказались весьма беспокойными соседями, с которыми монахам все чаще приходилось встречаться в «собраниях судей» и отстаивать свои права на земельные владения. Дальнейшие события показали, что столжшвение землевладельческих интересов церкви и царской власти переросло в открытую борьбу. Внешне борьба выразилась в том, что, по выражению Б. А. Тураева, «представители церкви возвысили свой голос против беззаконного поступка царя. Этот редкий в истории восточных церквей факт был причиной гонения главным образом на дабра-либаносское монашество, из среды которого вышли благородные ревнители христианской нравственности в это время одичания» [20, с. 118]. Но ведь у Амда Сиона всегда было много жен (о чем упоминают и дееписатель царя и автор «Жития» Филиппа, который приводит и цифру—14), а церковь в лице дабра-либаносского монашества и самого Филиппа «возвысила свой голос» лишь на 27-м году царствования Амда Сиона, за три года до его смерти. До этого времени церковь, судя по сохранившимся письменным памятникам, вполне мирилась с многоженством царя. Борьба не закончилась и со смертью Амда Сиона в 1344 г., так как настоящая причина раздора оставалась. Изгнанные дабралибаносцы, и в первую очередь неукротимый Филипп, не переставали противиться и дарю Сайра Араду, которого они упрекали и за многоженство и за нарушение поста четыредесятницы. Выяснить истинную причину раздора помогает препирательство Сайра Арада и Филиппа, которое приводится в «Житии» последнего: «И сказал ему царь: "Где ты живешь?" Святой сказал: "не слыхал ли ты, что сказал Давид: Господня (земля) и исполнение ее (Пс. 13, 1)". И сказал ему царь: "землю-то дал мне бог, а не тебе". И сказал ему святой отец наш Филипп: не только тебе дал бог, а всем нам дал он, как сказал Да


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes