На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

С. Б. ЧЕРНЕЦОВ
ЭФИОПСКАЯ ФЕОДАЛЬНАЯ МОНАРХИЯ в XIII-XVI вв.
стр. 33

тебя родила. А мы знаем, что устоит царство твое, если ты женишься на ней, а если нет — не устоит". Царь, услыхав совет этих обманщиков, женился на жене отца своего» [20, с. 399]. Этим же оправдывает перед Филиппом свой поступок и сам царь: «Царь сказал: "что тебе, если я женился на той, которая не родила меня, ибо оказали мне священники знающие: если ты не женишься на ней, не устоит твое царство". Отец наш Филипп сказал: "прельстили тебя волхвы и колдуны, наученные сатаной, отцом лжи"» [20, с. 401]. Весьма показательна здесь ссылка на советчиков: «священников» в устах царя и «волхвов» в устах Филиппа. Говорится ли о священниках или волхвах, о наложнице отца или сестрах Амда Сиона, о чем упоминает «Краткая хроника» 10, ясно одно: речь идет об определенных требованиях к царю со стороны каких-то блюстителей традиции. Причиной этого пресловутого брака явилось отнюдь не то, что «Амда Сион вышел за пределы... обычая», а именно соблюдение древнего и хорошо известного современникам царя ритуала династического брака, будь то наследование царской жены или соправление брата и сестры» [12]. О распространенности подобного ритуала свидетельствует и аналогичный эпизод с сыном Амда Сиона, царем Сайра Арадом: «Митрополит рассказал, что он заключил завет с царем, чтобы тот жил с одной женой. Отец наш Филипп сказал: "Хорошо ты сказал, но мне кажется, что он не исполнит своего слова"... И спустя немного дней появился один человек, по имени За-Амануэль, по звуку имени, а вовсе не по делу, ибо он прельстил царя, говоря: "Нельзя тебе жить с одной женой, ибо ты — царь, а царю повелено иметь трех жен". Но повеление Эммануила, бога нашего, не таково, ибо праведно слово его и все пути истинны и нет неправды в нем. А сей Эммануил был носителем имени бога нашего по наименованию и презрителем заповедей его... И если бы этот человек не был преступником заповедей, он не довел бы его (царя) до того, что тот женился на трех женах сразу, говоря: "Повелено царю". И он не сказал "всем" и делал таким образом вместо (?) бога 11 того, кого он боялся за его царство, и презирал бедного за его бедность» [20, с. 413—414]. Этот отрывок способен пролить свет на смысл обычая многоженства царей, а также на то, почему духовенство столь резко обрушилось на, царя. Объясняют это слова «Жития», где говорится, что, выполняя такой ритуал, царь (именно царь, а не «все») становился «таким образам вместо бога», т.е. обожествлял себя. Конечно, предпосылки, для такого далеко не христианскот го обожествления царя в XIV в. были. Предпосылкой общего характера послужила экспансия эфиопского государства на территорию Шоа и вообще южных районов, населенных земледельцами-сидамо, с их древней традицией весьма сложной политической структуры, во главе которой стоял священный царь, соединявший в своем лице функции верховного жреца, традиционного владетеля всей земли и верховного военачальника. Примером подобного государственного образования, просуществовавшего до конца XIX в., может служить Каффа. Такая местная традиция, безусловно, должна была определенным образом влиять на завоевателей, поскольку Амда Сиону для успешного ведения своих многочисленных войн нередко приходилось набирать воинов также из среды этого местного населения. Подобная же традиция явственно доказала силу своего влияния и в более поздние времена, когда ей успешно удалось воздействовать и на племена бромо (галла), захвативших территории сидамо в конце XVI в. Разумеется, влияние ее на эфиопов-христиан, имевших собственную весьма древнюю и устойчивую традицию государственности, было несравнимо слабее, чем на племена бромо, однако полностью отрицать его вряд ли возможно. Предпосылкой же частного характера можно считать ту весьма редкую военную удачу, которая сопутствовала Амда Сиону. Его многочисленные пббеды привели к тому, что вокруг царя, по крайней мере в среде его войска и двора, начал складываться тот ореол священного царя, который заметен даже на страницах «Сказания», составленного духовным лицом. Несмотря на традиционные пассажи, где восхваляются сугубо


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes