На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

С. Б. ЧЕРНЕЦОВ
ЭФИОПСКАЯ ФЕОДАЛЬНАЯ МОНАРХИЯ в XIII-XVI вв.
стр. 32

выступает в одном из своих произведений в роли поборника и устроителя церковной жизни. Ко второй половине его царствования относится победоносная борьба с мусульманами, о которой говорит не только переводимая хроника, но даже и народные героические песни.... В противоположность этому краткая эфиопская хроника о войнах Амда Сиона ничего не говорит. Очевидно, мы имеем дело с двумя литературными течениями, двумя категориями памятников» [24, с. 11—12]. Безусловно, здесь мы имеем дело с двумя, категориями памятников: «Краткая хроника» вышла из-под пера дабра-либаносского летописца, а историограф Амда Сиона, без сомнения, принадлежал к среде придворного духовенства. Однако различие между этими памятниками определяется не только и не столько разностью сугубо литературных жанров и течений. Мнение И. Ю. Крачковского заслуживает подробного рассмотрения Как в силу его распространенности, так и потому, что при отдельных вкравшихся неточностях 9 оно весьма точно следует в объяснении причин конфликта царя и духовенства монастырской (а именно дабра-либаносской) исторической традиции, перенося тем самым и в науку тенденциозность этой последней точки зрения. Амда Сион, действительно, имел много жен, о которых неоднократно упоминает и его «Сказание», составленное, безусловно, духовным лицом, однако без тени осуждения. Обычай многоженства был широко распространен у эфиопских царей, но объяснять его следует отнюдь не «низким уровнем семейной жизни», а вполне определенными политическими и династическими соображениями, которые в глазах и самих царей и их современников придавали этому обычаю характер государственной необходимости. Браки царя являлись своеобразной и обязательной формой закрепления тех или иных государственных отношений, а не личным капризом монарха. Именно такое обстоятельство обеспечивало долговечность этому обычаю, продолжавшему существовать и в XVI в. Как пишет один английский исследователь, ссылаясь на португальские источники, «хотя абиссинцы в то время были христианами, для государей ни в коей мере не было необычным иметь несколько жен и включать в их число дочерей своих мусульманских вассалов или соседей. Действительно, согласно сообщению Алвариша, войны с мусульманами, которые начались в царствование Леона Денгеля, отчасти произошли из-за того, что этот царь смертельно оскорбил одного из своих мусульманских данников, отказавшись жениться на его сестре, потому что «у нее были большие передние зубы, и, когда он увидел ее, она ему не понравилась» [71, с. 28]. Разумеется, объяснение того сокрушительного мусульманского нашествия, которое постигло Эфиопию во второй трети XVI в., непривлекательной внешностью одной мусульманской девицы достаточно наивно, хотя и вполне характерно для историков той поры. Однако обычай закреплять вассальную зависимость мусульманских правителей, беря в жены их дочерей или сестер, существовал и нашел свое отражение в эфиопской историографии. Одной из жен царя Зара Якоба (1434—1468) была дочь правителя Хадья, называвшаяся кроме своего христианского имени, Елена еще и «Жан Зела, царица справа» [24, с. 61]. Это позволяет предположить, что по крайней мере одна из жен Амда Сиона, Жан Маигаша, также носившая титул «царицы справа», была родом из династии Валасма и этот брак закреплял подчиненное положение мусульманской династии по отношению к «соломонидам». Косвенно это подтверждает и отрывок из «Сказания о походе царя Амда Сиона», в котором повествуется как Сабр эд-Дин, потерпев поражение от войск Амда Сиона, посылает гонцов именно к этой царице с просьбой примирить его с царем. Однако кроме такой немаловажной роли в проведении внешней политики царские браки имели значение и для поддержания престижа царской власти внутри страны, и это обстоятельство было прекрасно известно церковникам. Так, в «Житии св. Филиппа Дабра-Либаносского», одного из главных оппонентов и обвинителей царя Амда Сиона, прямо говорится о политической подоплеке царского многоженства: «И когда отец наш Филипп пребывал так, обольстили царя люди» знавшие колдовство, и сказали царю по имени Амда Сион: "Возьми жену отца твоего. Что тебе: ведь ты женишься не на той, которая


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes