На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

С. Б. ЧЕРНЕЦОВ
ЭФИОПСКАЯ ФЕОДАЛЬНАЯ МОНАРХИЯ в XIII-XVI вв.
стр. 30

Вся христианская территория эфиопской державы довольно «гетко делилась «а две части, каждая со своим центром. Одной такой частью являлась древняя северная область Тигре, эта колыбель эфиопской государственности, где процесс образования крупного, землевладения внутри разлагавшейся сельской общины зашел довольно далеко. Второй частью была плодородная область Шоа, откуда вышла династия потомков Иекуно Амла-ка, проводивших активную политику феодального освоения этой области и превращения ее в свой домен. Если на севере в старинных христианских районах Тигре свободных земель, годных для земледелия, осталось немного, то юг, населенный «язычниками», предоставлял широкий простор для территориальной экспансии; Столь различные условия в этих двух частях державы породили две тенденции в политике не только царской власти, но и эфиопской церкви; тенденции, нередко приходившие в столкновение, но в целом дополнявшие друг друга как в государственной, так и церковной жизни средневековой Эфиопии. В области церковной это выразилось в том, что к середине XIV в. внутри эфиопского монашества вполне сформировались два ведущих направления, две основные монашеские конгрегации. Одна из них получила большее распространение на севере страны» в Тигре, а вторая — на юге, в Шоа. В агиографической, а вслед за нею и в исторической литературе эти конгрегации стали называться по именам своих основоположников и наиболее выдающихся деятелей св. Евстафия на севере и св. Такла Хайманота на юге. Различия между ними, носившие весьма глубокий характер, в конечном счете проистекали из той разной обстановки, в которой они складывались и развивались. В Тигре, кроме древних, знаменитых и богатых монастырей, вроде Дабра Дамно, по традиции придерживавшихся устава общежития, преобладало монашество келлиотского устава. Это были небольшие монастырьки, не имевшие собственных пашен и угодий. Монахи жили каждый в своей хижине, питались порознь и сами выбирали путь к спасению души. Эти небольшие келлиотские обители существовали главным образом за счет доброхотных даяний богатых семейств, набожные члены которых: в преклонном возрасте принимали решение уйти в один из таких монастырей, чтобы замолить перед смертью грехи. Охотно принимали туда и неимущую молодежь, не нашедшую себе места в бренном мире, поскольку «молодшая братия» была нужна для выполнения тяжелых работ по хозяйству (носить воду, рубить дрова, молоть зерно и т. п.), которые в миру обычно выполняли женщины, а в монастыре — сами монахи. Таким образом, внутри этих небольших обителей, несмотря на монашеское отречение «от мира и всего стяжания его» и формальное равенство братии, наблюдались те же феодальные отношения патрона и клиента, что и в миру. В келлиотоких монастырях отношения зиждились в конечном счете на тесной взаимной зависимости: знатные и богатые люди и в монастыре не могли обойтись без прислужников, облегчавших им бремя монашеских забот и преклонного возраста; неимущая же молодежь, нашедшая себе пристанище в монастыре, была заинтересована в добром здравии своей «старшей братии», за счет которой эти обители существовали. Не имея «и нужды, ни желания удаляться от мира далеко территориально, такие монастырьки не стремились ни к расширению своих обителей, ни к экспансии на новые земли. Обычно они располагались на вершинах гор, поросших лесом, непригодных для пашни и находившихся в той же округе, откуда были родом сами монахи. Это давало им, во-первых, необходимое уединение пустыни», во-вторых, близость к землям родичей, обеспечивавших им пропитание, и, в-третьих, безопасность от набегов мусульман и «язычников», не рисковавших далеко углубляться в христианские области. Окрестное население относилось к ним вполне благожелательно, поскольку братия, как правило, не вмешивалась в мирские дела и ничем не ущемляла интересов соседей. Совершенно иная обстановка сложилась в конгрегации св. Такла Хайманота на юге. Тамошние монахи, выходцы из воинственной среды амхарских христианских


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes