На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

С. Б. ЧЕРНЕЦОВ
ЭФИОПСКАЯ ФЕОДАЛЬНАЯ МОНАРХИЯ в XIII-XVI вв.
стр. 27

Безусловно, Исаак не считал загвеев «Израилем», и исследователи дружно полагают, что под Израилем он имел в виду династию потомков Иекуно Амлака, применивших к себе эту династическую легенду. Так оно и случилось, хотя и не по воле составителей этого трактата и их покровителя. Во времена Исаака и Иеабика Эгзиэ в Тигре не жаловали не только «загвеев», но и еще более южных жителей области Амхара, откуда произошла новая династия, «которой принадлежал Амда Сион. Это видно из изложения монастырской традицией Дабра Либаноса тигрейского (в Шимезана) обстоятельств смещения Иеабика Эгзиэ царём Амда Сионом: «Когда возмутились Иеабика Эгзиэ и Энгеда Эгзиэ, то царь Амда Сион издал указ и сместил их, и уничтожил этих возмутившихся. А дабы сокрушить гордыню сердец их и упразднить славу их, он доставил над их страной людей, которые не были рождены от Адама и Евы и назывались халастийотат» [47, с. 30— 31]. Здесь имеется в виду поход Амда Сиона на Тигре в 1322 г., когда он, подавив мятеж Иеабика Эгзиэ, передал управление областью Эндерта (весьма важной в экономическом отношении, так как она снабжала солью все Эфиопское нагорье) своей жене, царице Белен Саба. Эта попытка присоединить тигрейские области к своему домену, по-видимому, встретила большое сопротивление, потому что в 1328 г. царь отдал всю власть над провинцией Тигре уже своему сыну Бахр Сагаду. В результате в Тигре появились амхарские наместники, а в районе Амба-Санайт были расселены амхарские воины [78, с. 74], чтобы в случае необходимости новая царская администрация смогла бы силой оружия добиться повиновения. Все это свидетельствует не только об экономической ценности провинции Тигре в глазах Амда Сиона, но и о серьезности той опасности, которую представляло для царской власти в христианской Эфиопии движение, возглавленное Иеабика Эгзиэ. Амда Сион не мог мириться с центробежными тенденциями, из-за которых загвейокая династия лишилась престола, в своем государстве именно в тот момент, когда против него формировался единый мусульманский фронт и назревало решительное столкновение с Ифатом. Впрочем, вряд ли справедливо оценивать движение, возглавленное Иеабика Эгзиэ, в качестве просто центробежного или сепаратистского, поскольку амбиции Иеабика Эгзиэ простирались гораздо далее достижения политической независимости. Действительно, если, рассматривать права, на эфиопский престол с точки зрения обоснования их в «Славе царей», то права Иеабика Згзиэ на то, чтобы претендовать на роль «соломонида» и «Израиля», окажутся предпочтительнее прав амхарских «халастийотат». Иеабика Эгзиэ происходил из рода наследственных правителей Эндерты, носивших древний аксумокий титул «акабе-ценцен» (букв. «хранитель опахала») и способных, по-видимому, возвести свою генеалогию к аксумсиим царям с большей легкостью правдоподобием, нежели Иёкуно Амлак из отдаленной Амхары или его потомки. Кроме того, именно в распоряжении Иеабика Эгзиэ оказывалась столь важная и драгоценная реликвия, как Ковчег завета, хранившаяся, по преданию, в Аксумском соборе, настоятель которого был в числе приближенных правителя Эндерты. Все это дает основание предположить, что такое явно северное по своему происхождению сочинение, как «Слава царей», создавалось отнюдь не в качестве общенационального эпоса и первоначально преследовало вполне местные, региональные Дели: доказать преимущественные права на эфиопский престол местной северной династии; права, которые, несмотря на ее древнее происхождение, давно ущемлялись сначала «загвеями», а потом еще более южной, и молодой династией Иекуно Амлака. Вероятно, здесь Исаак, настоятель Аксумский, стремился к достижению той же цели, что и Иеабика Эгзиэ, хотя и действовал иным способом, более приличествующим духовному лицу, в то время, как последний готовил мятеж и сносился с возможными союзниками, первый составлял трактат, который должен был послужить идеологическим и нравственным оправданием мятежу.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes