Авдеева К.Д., Штокмар В.В., Левш Г.Р., Виноградов К.Б.
Очерки истории Англии
стр. 133
Для характеристики взглядов «истинных левеллеров» очень важен опубликованный в 1652 г. главный памфлет Уинстенли — «Закон свободы, изложенный в виде программы». Первая часть этого сочинения, обращенная к Кромвелю, посвящена критике су ществовавшего общественного строя в Англии. Уинстенли делает вывод, что народ сражался за свободу, но был обманут: револю ция ничего не дала народным массам, бедные остались бедными. Необходимы новые преобразования, которые бы обеспечили лю дям истинную свободу. По мнению Уинстенли, «истинная свобода там, где человек получает пищу и средства для поддержания жиз ни, а это заключается в пользовании землей».
В новом обществе земля должна быть общим владением дан ной общины, труд в сельском хозяйстве или в ремесле обязате лен. Человек, уклоняющийся от работы, должен быть лишен всех прав. Труд организован в пределах семьи. Каждая семья постав ляет продукты своего производства (сельскохозяйственного или ремесленного) в общественные склады, распределение продуктов происходит не по уравнительному принципу, а по потребностям. «Работайте вместе и вместе ешьте хлеб», — таков лозунг Уин стенли. «Земные плоды и другие вещи, — писал Уинстенли, — вы даются для употребления по мере надобности отдельным семьям и лицам. Или же они отправляются на кораблях в чужие стра ны» — в обмен на необходимые товары. Денег нет, золото и се ребро употребляются только для изготовления домашней утвари. Внутренняя торговля запрещена, а внешнюю торговлю ведет толь ко государство.
Будущее общество, по Уинстенли, будет иметь централизован ное управление, но оно должно быть в интересах народа. В госу дарстве должен быть установлен республиканский строй, все долж ностные лица ежегодно переизбираются на основе принципа все общего избирательного права. Должны быть лишены политиче ских прав монархисты, «бессодержательные», или негражданст венные лица — пьяницы, смутьяны, болтуны (они пользуются только правом избирать).
Активное избирательное право предоставляется англичанам, достигшим 20 лет, а пассивное — лицам в возрасте от 40 лет.
Уинстенли ничего не меняет в административной структуре Англии. Он сохраняет и парламент, однако наделяет его функция ми «высшей палаты справедливости». Парламент организует жизнь внутри страны и заботится о ее безопасности путем укреп ления республиканской армии.
В республике Уинстенли большое внимание уделяется вопро сам воспитания «в школах и на производстве». Дети не должны получать только книжное воспитание, они должны изучать раз личные ремесла. Таким образом, Уинстенли выдвинул коммуни стическую утопию, несомненно, испытывая влияние Томаса Мора, с которым у него много общего. Однако Уинстенли является впол не самостоятельным мыслителем. В отличие от своего предшест
135