Авдеева К.Д., Штокмар В.В., Левш Г.Р., Виноградов К.Б.
Очерки истории Англии
стр. 56
также прощаем этим верным подданным нашим всякие преступле ния, измены, нарушения законов и вымогательства, ими или кем- нибудь из них каким-нибудь образом совершенные, и жалуем им и каждому из них наш полный мир».
Затем король приказал восставшим разойтись по домам. Улов ка короля удалась. Крестьянам казалось, что они достигли своей цели, а дома их ждали семьи и неотложные полевые работы, поэ тому значительная часть их стала расходиться по своим деревням. Но наиболее ре шительные и дальновидные из них не были удовлетворе ны Майл-Эндской програм мой и остались в Лондоне. Так обнаружился раскол в рядах восставших. Следует отметить, что раскол этот произошел отнюдь не строго по географическому призна ку, как это принято считать. Правда, инициаторами Майл- Эндской программы были в основном эссекские крестья не, но и среди них была не малая прослойка малозе мельных крестьян, не удов летворившихся этой програм мой и оставшихся в Лондоне после обещаний короля. Раскол среди восставших шел в основ ном по социальной линии: малоземельные и зажиточные крестьяне. Наметился раскол и среди городского населения. Если городская беднота по-прежнему поддерживала восставших, то зажиточные элементы города, напуганные размахом восстания и неожиданным для них поворотом событий, готовы были оказать поддержку пра вительству в его подавлении.
Восставшие потребовали нового свидания с ко ролем, и он снова был вынужден согласиться на это. На этот раз свидание состоялось за северными воротами Лондона, в Смитфилде. Восставшие снова встретили короля в боевом порядке. Приглашенный советниками короля Уот Тайлер верхом в сопровождении одного лишь знаме носца подъехал к королевской свите и на вопрос короля, почему восставшие не расходятся по домам, предъявил королю требова ния, известные под названием Смитфилдской программы. В ней восставшие требовали прежде всего, чтобы были отменены все законы, кроме Винчестерского, который гарантировал всем сво бодным людям безопасность личности. Это требование дополня лось целым рядом других, среди которых на первом месте стоит
56