Р. Амбелен
Тайный внутренний круг тамплиеров
стр. 29
бросались в атаку, их первую линию составляли всадники в белом, а вторую, где были сержанты и конюшие, — всадники в черном.
Отсюда и произошел знаменитый черно-белый штандарт ордена, так называемый «босан», в котором во время процесса усмотрели манихейскую1 символику.
Вместе с рыцарями-госпитальерами св. Иоанна Иерусалимского, ставшими впоследствии Родосскими, а затем Мальтийскими, тамплиеры составляли постоянную армию христианских государств Востока. Именно тамплиеры построили мощные крепости: Шато-Пелерен, Сафед, Тортоз, Торан, Крак-де-Шевалье, руины которых до сих пор напоминают об их героическом прошлом. В этой работе они использовали прекрасных мастеров, плотников и каменщиков — членов ордена.
Устав требовал от рыцарей полного и безусловного героизма. Своим безукоризненным поведением в бою они быстро завоевали славу, за которой, впрочем, не замедлила последовать и ее спутница — зависть. Но в этом были и свои отрицательные стороны. Гордость от принадлежности к Храму, презрение к мелким восточным властителям, неприкрытая отчужденность в отношении простого люда (встречая караван паломников, который они должны были сопровождать и охранять, тамплиеры не произносили ни одного лишнего слова), а также их обет никогда не прикасаться к женщине, не свойственный духу средневекового рыцарства, — все это постепенно послужило их изоляции.
Когда в 1291 г. крестоносцы были окончательно изгнаны из Палестины и Святая земля оказалась безвозвратно потерянной для христианского мира, тамплиеры перебрались в Европу, где они быстро создали некое международное государство, для которого не существовало национальных границ. Подобно дороге в Иерусалим, куда еще отваживались идти одинокие паломники, их командорст-ва выросли вдоль пути в Сен-Жак-де-Кампостель2, где, как и раньше в Палестине, тамплиеры взяли иа себя охрану путников. Благодаря привилегиям, полученным орденом в разное время от римских пап, никто не осмеливался оспаривать у него этот статус суверенного государства, и Великие магистры тамплиеров разговаривали на равных с королями. Благодаря всем известной и скрупулезной честности в денежных делах, прекрасно поставленной бухгалтерии, а также изобретенным ими векселям, значительно облегчившим движение капиталов при коммерческих и семейных
1
Манихейство — религиозное учение легендарного перса Мани, возникшее в III в.н.э. В основе этой религии заложен дуализм, идея вечной борьбы добра и зла как равноправных изначальных принципов бытия. В I тысячелетии н.э. манихейство распространилось от Китая до Испании, подвергаясь гонениям со стороны христианства, ислама и других религий, а также влияя на средневековые дуалистические ереси. — Прим. ред.
2
Место паломничества во Франции. — Прим.. перев.