На главную
 
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
     
все страницы

Алпатов М.В., Ростовцев Н.Н.
Искусство. Живопись, скульптура, архитектура, графика
стр. 152

же собака, с изумлением остановившаяся на пороге. Основная идея картины — возможность возвышенного события в простой, обыкновенной жизни, неразрывность духовного и ма триального, всенародный смысл происходящего. Известно, что Веласкес, незадолго до своей первой поездки в Италию написавший «Пьяниц» — такую же героизацию простого человека из народа, явление античного бога среди кастильских пастухов,— пришел в восхищение, по словам Паломино, от цикла св. Роха и скопировал «Тайную вечерю».

Столь же ярко выраженные демократические симпатии, такую же тягу к народному быту, к простым человеческим чувствам, такое же стремление сочетать интимное и возвышенно-героическое Тинторетто проявляет и в «Поклонении пастухов». Мастер и здесь дает совершенно новое истолкование темы, делая крайние выводы из излюбленной им в цикле св. Роха схемы двухъярусной композиции. Картина представляет собой как бы вертикальный разрез амбара: внизу — хлев с пастухами, над ним — сенной сарай, где приютилось святое семейство, и сквозь стропила крыши виден хор ангелов. Две особенности картины заслуживают особенного внимания. Прежде всего свойственная Тинторетто социально-философская трактовка религиозного сюжета. Не случайно мотив поклонения пастухов в его композиции отступает на второй план перед основной темой — поднесения младенцу Христу земной пищи; в конце цикла, в «Тайной вечере», Христос как бы отвечает приношением человечеству даров духовных. Не менее поучителен для понимания Тинторетто и прием ярусного построения действия, сознательно возрождающий архаическую схему «регистров»: народную тему Тинторетто трактует в духе примитивно-наглядных повествовательных методов, смелость образной фантазии сочетая с верностью народным декоративным традициям. Народная тема в народном мировосприятии: Тинторетто и здесь перекликается с Брейгелем.

Д. Аркин

ПАЛЛАДИО В ВИЧЕНЦЕ

Целая эпоха отделяет Брунеллеско от Палладио, ордер флорентийского Ос-педале от ордера вичентинской Базилики. Это не только различие форм, разность двух формальных приемов, это целый путь, пройденный архитектурной мыслью за то удивительное столетие, которое приходится между 1400 и 1500 годами. Архитектура создает новое пространство, новые образы вытесняют образы готического средневековья. Она воспользовалась для этого уроками античности, и Брунеллеско по-эллински прочел идею готики. Выйдя из сумрачного леса готического собора, человек заново начал строить вокруг себя пространство и пространственный образ...

В архитектуре Палладио удивительное богатство приемов и виртуозное знание деталей сочетаются с односторонностью и внутренней ограниченностью. Перед безупречными фасадами палаццо Вальмарана и палаццо Тиене начинаешь постигать природу этой ограниченности. Палладио с невиданным до него мастерством выдвинул на первый план проблему фасада. Еще в допалладиевом ренессансе фасад начал трактоваться как графическая экспозиция здания, как