На главную
 
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
     
все страницы

Алпатов М.В., Ростовцев Н.Н.
Искусство. Живопись, скульптура, архитектура, графика
стр. 29

городов можно объяснить то, что всякое здание выступало в непосредственной связи в пейзажем. Но нельзя не видеть, что художественным сознанием грека эха «необходимость» была выявлена как эстетическое преимущество, указанные черты определили одно из основных достоинств античной архитектуры. Так, хпамы Селинунта возвышаются на двух холмах и как бы обрамляют ровную гтадь бухты, расположенной между ними; так, храм на мысе Сунии построен на отвесном утесе, весь комплекс акрополя выступает в изумительной гармонии как с окружающими Афины холмами, так и с другими монументальными зданиями самих Афин. Стремление строить храм на холме, превращение холмов в большие естественные постаменты колоссально усиливает эстетическую выразительность архитектуры.

С этими чертами античной архитектуры тесно связана и другая ее особенность. Архитектурному комплексу V века был чужд культ холодной абсолютной симметрии, столь характерной для примитивной архитектуры восточных деспотий, как и для казарменного классицизма XIX века. Свободное размещение архитектурных объемов в пространстве, свободное их уравновешивание, сохранение самоценности в этом комплексе каждого пластически и четко разрешенного архитектурного здания — вот что характерно для античного комплекса V века. Планировка Делоса и планировка Олимпии — асимметричны. Правда, для VI — V веков асимметричность может быть объяснена и стихийным характером разновременной застройки, но связь этого факта с эстетическими идеалами грека доказывается планировкой афинского акрополя в 450—430 годах до н. э.

Рассмотрим теперь, как в связи с этой архитектурой, столь способствующей развитию монументальной скульптуры, развилась сама скульптура. Как дорический храм не сразу достиг своей классической завершенной формы, так и монументальная скульптура не сразу осознала те художественные возможности, которые давались ей архитектурой...

Хотя до нас дошло крайне небольшое число подлинников V века, все же сохранились, правда, в сильно изуродованном виде, остатки фронтона храма Эгины в Афинах, ценного тем, что в нем чрезвычайно ярко выразился переходный этап в развитии античного искусства. Здесь — переход от ионийского, еще архаического, стиля к художественным принципам города-государства V века. На западном фронтоне изображена борьба между греками и троянцами за труп, вероятно, Патрокла. Тема взята из гомеровского эпоса.

Центральной фигурой композиции является спокойно стоящая Афина. Если мы рассмотрим каждую фигуру в отдельности, то нас поразит большой прогресс в изображении движения человеческого тела. Мастер ставит перед собой задачу схватить и передать реальное движение. Пропорции анатомически правильны и верно переданы. Тело выражено с довольно большим чувством пластичности, хотя и не свободно от некоторой связанности...

Более полно выражены новые взгляды греческими мастерами в комплексе храма Зевса в Олимпии. Наибольшее значение для нас имеют обе фронтонные композиции: восточная и в особенности западная.

О. Ф. Вальдгауер так определяет характер западного фронтона: «Художественные революционеры проповедовали беспощадный натурализм: каждое явление в природе, каждое возможное движение человеческой фигуры подлежит передаче в скульптуре. Автор фронтона не признает художественно-критиче