На главную
 
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
     
все страницы

Алпатов М.В., Ростовцев Н.Н.
Искусство. Живопись, скульптура, архитектура, графика
стр. 28

также прекрасным образцом зрелого дорического стиля. В обоих храмах соотношение числа колонн на короткой и на длинной стороне — 6 к 13, т. е. на длинной стороне на одну колонну больше удвоенного числа колонн короткой стороны. По этому принципу построен ряд храмов, между прочим, и Парфенон, у которого соотношение колонн равно 8 к 17...

В ранних дорических храмах еще чувствуется грубое давление материала. Эффект крайне примитивен и в известной мере еще напоминает «восточное» преклонение перед элементарно организованной тяжелой архитектурной массой. В связи с этим давящая сила материала в таких храмах все еще господствует над пластической и свободной ясностью форм, эстетическая выразительность которых еще не прочувствована, хотя уже не так безраздельно, как в архитектуре восточных деспотий. В целом же антаблемент еще чрезмерно тяжел, приземистые колонны расставлены сравнительно редко. В некоторых случаях колонны даже не каннелюрованы и даны сплошным грубым «мен-гирным» блоком. Широкий, припухлый, как бы раздавленный эхин резко выпячивает всю тяжесть давящего на колонны антаблемента. Горизонтальные пласты тяжелого антаблемента решительно господствуют над вертикальным устремлением колонн.

Эхин олимпийского и пестумского храмов сравнительно невелик, почти не нарушает стройного контура колонны. Припухлость эхина сведена к минимуму, колонны поставлены настолько часто, что их вертикальный ритм вполне уравновешивает давящий ритм горизонтальных пластов антаблемента. Триглифы, размещенные теперь так, что они, через один, точно приходятся над колонной, уже в самом антаблементе подчеркивают вертикальный ритм несущих частей. В самом антаблементе вертикальные элементы конструкции дополнительно подчеркнуты красным цветом в отличие от синей окраски горизонталей. Храм весь построен на основе строго математического, пропорционального соотношения частей. Описывать всю систему пропорций здесь было бы слишком длительно.

Уравновешивание несущих и давящих частей указывает на то, что эстетическая ценность гармонической архитектурной конструкции впервые была осознана и соответственно раскрыта и подчеркнута. Величие храма не в роскошной пышности, не в сложном нагромождении тяжелых архитектурных масс, а в чисто пластически понятой ясности и материальной ощутимости объемов скульптурного архитектурного целого. Замечательна почти анатомическая ясность пропорций, сочетаемая с наивной яркостью раскрашенных частей храма. Стремление к простому, яркому восприятию всего здания в его скульптурной целостности прекрасно гармонирует со сравнительно небольшими размерами храма. Самые пропорции храма при всей их, если можно так выразиться, героической монументальности не подавляют индивида, а, наоборот, в своей основе как бы соизмеримы ему...

Для античного храма чрезвычайно характерна связь с окружающей архитектурой и природной средой. Античный храм выступает как создание человека, построенное по его эстетическим законам, отличающим храм от естественных природных форм. Однако это четкое пластическое сооружение, противопоставляемое природе, выступает в осознанной связи с ней. Примитивностью античной техники можно объяснить то, что при сооружении храмов избегали больших работ по нивелировке, засыпке и т. д., а отсутствием больших