На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Янин В.Л.
Актовые печати Древней Руси XV в.в.
в двух томах
стр. 231

обилием вариантов (16 разновидностей). Новая находка увеличивает общее число подобных печатей до 23 и число вариантов до 17. В третий раз найдена в Новгороде печать посадника Петрилы Микульчича (№ 129, 3), занимавшего степень в 1131— 1134 гг. В связи с ней отметим только, что подтверждением правильности ее атрибуции служит отсутствие находок булл такого же типа, но с нф встреченными ранее именами. В настоящее время известны печати уже всех новгородских посадников 1117—1136 гг., и новые находки только увеличивают число экземтяров, не нарушая предложенной схемы их определения и датировки. Наиболее значительной находкой в рассматриваемой сейчас группе оказывается прекрасная по художественной работе и сохранности печать № 121а, несущая на одной стороне изображение св. Евфросинпн с обозначением ее имени в колончатых надписях по сторонам и в круговой легенде «Господи, помози рабе своей Евфросиши нарнцаеыои», а на другой — изображение много фи г. урной композиции Преображения с остатками греческой надписи МЕТА(МОР)Ф(0)С(ИС). Нет смысла искать сфрагистические аналогия атому предмету, настолько он исключителен. В композициях русских печатей мы не найдем Преображения. Беспрецедентно последнее слово в круговой легенде. Сама круговая легенда принадлежит к числу редчайших явлений на буллах домонгольской поры. И все же чисто сфрагистические наблюдения небесполезны. Размер печати (20 мм) включает ее в круг памятников XII в. Наличие благопожелатель-ной вадписп смыкает ее с буллами первой трети XII в. Однако композиционное отличие от них (расположение основной легенды в форме круговой надписи) выбывает п памяти печать № 183, на которой различимы остатки круговой благопожелательиой надписи. Эту печать мы отнесли ко времени новгородского князи Мстислава Ростиславпча Храброго (1179— 1180 гг.), опираясь на сочетание на ней изображений святых Михаила и Феодора. Однако не исключено, что она принадлежала не ему, а его отцу Ростиславу Мстпславпчу (в Новгороде в 1154 и 1157—1158 гг.), в имени н отчестве которого сочетались те же патрояальные имена. Формальные признаки печати указывают, таким образом, на вторую четверть — середину XII в. В этих хронологических рамках (а впрочем, и в пределах всего XII в.) известна только одна Евфросиния — знаменитая Евфросиния Полоцкая. Попытаемся выяснить, не могла ли принадлежать именно ей найденная теперь печать. Существуют по крайней мере два обстоятельства, которые заставляют ответить на этот вопрос положительно. Евфросиния Почоцкая оставила наиболее прочный след в основании в Полоцке монастыря. Вкладом в этот монастырь был известный крест Евфросиния — один из самых любопытных памятников русского прикладного искусства XII в. 2 Основанный Евфросинией монастырь носит название Спасского. Иными словами, один из сюжетов вашей печати детальнейшим образом совпадает с достоверной деталью биографии полоцкой княгини 3. Другой такой достоверной деталью является пострижение Евфросинии. Ее знаменитый вклад был совершен уже тогда, когда заказ-чипа креста стала монахиней. Однако в надписи на кресте она названа Евфросинией. Следовательно, это имя было дано ей только при пострижении, а не при крещении. В миру ее звали как-то иначе. Между тем публикуемая печать Евфросппии содержит, на наш взгляд, некоторые признаки ее принадлежности монахине. На них указывает уже отмеченная ныоие необычная Формула благопожелания. Помощь господин призывается не просто на «рабу божию» Евфро-синию, а на «рабу божию Евфросикию нарн-цаемую». Отметим, что просмотр сведений XII— XV ее. обнаруживает, что само имя Евфросиния принадлежит к кругу излюбленных монашеских. Такая атрибуция буллы вызывает к жизни еще одну проблему. Печать № 121а принадлежала монахине. Но это единственный случай в русской сфрагистика, вовсе не знавшей монастырских и монашеских булл на протяжении XI— XIV ее. Не следует ли из этого предположение, что Евфросиния и по принятии схимы какое-то время сохраняла полноту светской власти? г Л. В. Алексеев. Лазарь Богша — мастер-ювелир XII п. СЛ, 1957. К; 3. 3 В позднейшее время Полоцкши Евфросишыин монастырь назывался не Преображенским, а монастырем Святого Образа (см. А. М. Семектоеский. Белорусские древности, вып. 1. СПб., 1890, стр. 103). Однако праздник Спаса на Руси был введен лпшь в 1164 г. (//. Н. Воронин. О некоторых рельефах Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. СА, 1962, № 1, стр. 141— 142), тогда как. судя по упомянутому кресту, Евфро-сшиыш монастырь существовал уже в 1161 г. Первоначальное наименование этого монастыря называет жиитие Евфросиниш, говоря о первоначальной Преображенской церкви в нем {А. М. Сементоаскчй. Указ. соч., стр. 104).


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes