На главную
 
использует технологию Google и индексирует только интернет- библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
  Предыдущаявсе страницы

Следующая    

Янин В.Л.
Актовые печати Древней Руси XV в.в.
в двух томах
стр. 155

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Подподя итоги изложенным выше наблюдениям над русскими ВИСЛЫМИ печатями домонгольского времени, мы меньше всего намереваемся повторять те многочисленные частные выводы, которые были получены в процессе определения и комментирования булл. Нас интересует сейчас общая картина развития обычая вислой печати в древней Руси X — начала XIII в., какой она представляется в результате принципиальной атрибуции больших групп рассмотренных в нашем исследовании сфрагистических памятников. Для таких общих наблюдений материалы, собранные к сегодняшнему дню, достаточны. Их число определяется внушительной цифрой — 722 домонгольские печати, зарегистрированные в разных собраниях. Эти буллы оттиснуты 367 парами матриц. Рассмотренные печати следующим образом распределяются по рубрикам той классификационной схемы, которой мы придерживались в ходе их изучения: 11. Анонимые буллы с изображением и2 19 Богоматери 12. Буллы с изображением Христа или 24 27 его символов 13. Прочие печати (индивидуальных ти 20 20 нов, неопределенных типов и сомнительные) Перечисленные здесь группы в целом не синхронны. Многие из них оказываются хронологически взаимоисключающими, находящимися по разные стороны неоднократно прослеженного выше важного в истории русских печатей рубежа, падающего на начало XII в. Этим рубежом разграничены два этапа русской домонгольской сфрагистики. Хронологический момент, с которым можно было бы связать начало первого этапа, в настоящее время не определяется с точностью, поскольку древнейшие русские печати пока единичны. Во всяком случае, можно с полной уверенностью говорить об очень древних корнях обычая вислой печати на Руси. Этот обычай зарождается еще в языческое время, когда формируются и первоначальные традиции оформления сфрагистического типа. Лишенный характерных для более позднего времени христианских эмблем первоначальный русский сфрагистический тип строит свои композиции па основе сочетания княжеского знака и условного портрета князя владельца печати. Традиции архаической буллы в большой степени сохраняются и в первые десятилетия после принятия христианства. Они становятся основой оформления монетного типа времени Владимира Святославича и Святополка, а в сфрагистика переживают еще в третьей четверти XI в., во времена Изяслава и Святослава Ярославичей.


  Предыдущая Начало Следующая    
 
 
 
 

DOWNLOAD THE ONLY FULL EDITIONS of

Sir John Froissart's Chronicles of England, France, Spain and the Ajoining Countries from the latter part of the reign of Edward II to the coronation of Henry IV in 12 volumes

Chronicles of Enguerrand De Monstrelet (Sir John Froissart's Chronicles continuation) in 13 volumes