|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Янин В.Л.
Актовые печати Древней Руси XV в.в.
в двух томах
стр. 151
ся на дрогичинских пломбах, а каждый, кто имел с ними дело, знает, как трудно провести
разграничительную черту между бесспорными актовыми буллами и пломбами дрогичинского типа,
тем более, что среди последних наверное скрываются и целые категории актовых булл. Выделяя
рассматриваемую группу печатей, мы руководствовались их размером, всегда превосходящим
обычные размеры пломб, и аккуратностью технического исполнения печатей. В ту же группу булл мы
отнесли одну печать с неповторимым в русской сфрагистика сюжетом — изображением этоймасии,
престола обетования, наиболее заметным элементом которого является все тот же крест с титлами
Христа по сторонам (№ 344).
Трудности принципиальной атрибуции рассматриваемой группы вызваны тем, что характерный
признак входящих в нее печатей — крест или изображение Христа — в отличие от изображения
Богоматери не был присущ каким-либо определенным институтам государственной власти. Можно,
правда, рискуя вступить на несколько формальный путь, предположить, что символы Христа были
связаны главным образом с учреждениями светской власти.
Если духовные иерархи, помещая на свои буллы богородичное изображение, в формулах
благопожелания адресуются постоянно к Богоматери, то легенды княжеских печатей XI — начала XII
в. всегда содержат обращение к богу. Это в равной степени характерно и для печатей с греческими
легендами, и для печатей с русской благопожелательной формулой. Напомним, что и новгородские
посадничьи буллы первой половины XII в. несут на себе формулу «Господи, помози». Изображение
креста постоянно присутствует на дрогичинских пломбах, а последние, вне зависимости от
окончательного решения вопроса об их назначении, принадлежали (во всяком случае, в своем
подавляющем большинстве) князьям.
Подобные наблюдения могут быть сделаны и на сфрагистических материалах XIII в. Для
новгородских княжеских печатей Ярослава Всеволодовича 12, Димитрия Александровича 13, Андрея
Александровича 14, Михаила Ярославича 15 характерен один и тот же типический признак. Помещая
на лицевой стороне изобра-
1! Я. П. Лихачев. Сфрагистический альбом. Архив ЛОНА, ф. 35, оп. 2, M 444, табл. VI, 11, 12; IX, 1; ИЛ, 3, IS, LIV, U; LV, 2, 4, 5,
6.
13 Там же, табл. V, 17; VI, S, 9,10, 13, 14,15; XL,
7, S, 9,10.
" Там же, табл. VI, 7; IX, 10,11; XL, в. «Там же, табл. X, 12,13; XXXV, 11 жение святого патрона князя, они на обороте
содержат изображение Пантократора. Такое же изображение имеется на безусловно светской печати
«Всего Новгорода» 1260-х годов 1в.
Однако уже в конце XIII в. появляются широко распространившиеся в последующее время
многочисленные буллы владычных наместников, т.е. лиц, связанных исключительно с организацией
церковного управления lï. И обязательным элементом таких булл оказывается изображение креста во
все поле печати, в чем они уподобляются рассматриваемым памятникам. Нужно только добавить, что
другим обязательным элементом этих печатей владычных наместников было изображение
Богоматери, далеко не обязательное на наших печатях.
Полагая, что изображение Богоматери служило индикатором церковной принадлежности буллы,
мы в группе рассматриваемых печатей можем указать несколько разновидностей, на которых такое
изображение имеется. Это, прежде всего, печать № 331, найденная в Новгороде; на ней погрудное
изображение Богоматери сочетается с изображением процветшего креста. Печать отличается
бросающимися в глаза архаическими признаками. Это, во-вторых, обломок буллы с ростовым
изображением Богоматери и процветшим крестом (№ 342) из Новгорода, принадлежащей к
несколько более поздней эпохе, на что, между прочим, указывает и размер буллы. Если печать № 331
может быть отнесена самое позднее к началу XII в., то печать № 342 входит в круг булл развитого XII в.,
тяготея к его второй половине. Это, затем, включенная в предыдущий раздел исследования печать №
323 неизвестного происхождения, на которой сочетаются поясные изо-брансения Богоматери и
Христа, и, наконец, сюда же мы относим буллу из Новгорода с изображением креста и редчайшим в
сфрагистика сюжетом — многофигурной композицией Успения (№ 343).
Названными разновидностями формально исчерпывается круг печатей, которые могли бы быть
отнесены к сфрагистика духовных лиц. По логике вещей, владельцев всех остальных печатей нужно
искать среди представителей светской государственной администрации. Однако, прежде чем
согласиться с таким предположением, нам следует остановиться на вопросе хронологии
рассматриваемых булл.
Мы уже видели, что среди них имеются относительно древние образцы, тяготеющие к
10 Там же, табл. XIII, 1, 2.
17 См.: П. А. Шорин. Анонимные печати новгородских архиепископов. СА, 1964, ■№ 3.
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|