|
|
|
|
|
|
|
|
использует технологию Google и индексирует только интернет-
библиотеки с книгами в свободном доступе |
|
|
|
|
|
|
|
|
Предыдущая | все страницы
|
Следующая |
|
|
Янин В.Л.
Актовые печати Древней Руси XV в.в.
в двух томах
стр. 147
Глава 6
ГРУППЫ ПЕЧАТЕЙ СОМНИТЕ Л ЬНОЙ
ПРИНАДЛЕЖНОСТИ
АНОНИМНЫЕ: ПЕЧАТИ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ БОГОМАТЕРИ
Предпринятые во второй главе настоящего исследования выводы относительно времени появления
на русских буллах изображения Богоматери как общецерковной эмблемы позволяют поставить
вопрос о принципиальной атрибуции небольшой группы печатей, несущих на одной стороне поясное
изображение Богоматери, а на другой — того или иного святого. Нам сейчас известно 19 таких
печатей, оттиснутых 12 парами матриц. На них с богородичным изображением сочетаются
изображения святых: Бориса и Глеба (№ 312), Василия Кесарийского (№ 313, 314), Димитрия (№ 315),
Петра (№ 316), Феодосия (№ 317), архангела (№ 319, 320, 321). На одной разновидности святой не
определен (№ 318), на другой неразборчива композиция (№ 322). Еще на одной разновидности
изображение Богоматери сочетается с изобраз ением Христа (№ 323).
Отмеченные сочетания отличаются бросающейся в глаза противоречивостью. Изображение
Богоматери в домонгольское время составляло отличительный признак владычных печатей. Поэтому,
казалось бы, на оборотной стороне этих булл, если они действительно принадлежали церковным
иерархам, следовало бы ожидать патрональных изображений этих иерархов. Между тем в списках
русских епископов домонгольского времени нет ни одного Бориса (или Глеба), ни одного Василия,
Димитрия, Петра и Феодосия. Более того, все эти имена относятся к числу предпочтительных в
княжеской, а не в монашеской среде. Чьи же это печати — княжеские или епископские?
Н. П. Лихачев, впервые поставивший перед сфрагистикой этот вопрос, располагал несколькими
буллами изучаемого типа: с изображением святых Петра, Феодосия, Василия, Бориса и Глеба.
Оставляя за собой право колебаться в ответе, исследователь все же был более склонен признать печати
княжескими. «Изображение Богоматери, — писал он, — заставляет нас прежде всего задать себе
вопрос, не духовного ли лица разбираемая печать, На это мы ответим отрицательно. Византийцы —
светские люди нередко употребляли на своих печатях изображения столь чтимой в Византии
Богоматери, с другой стороны, духовные сановники как в Византии, так и перенеся этот обычай в
Россию, и на Руси вырезывали на своих печатях свое имя и титул. С этим явлением в сфрагистика
русских свинцовых печатей мы встречаемся на всем ее протяжении. Вероятнее, что эта печать
княжеская, но только вероятнее» 1.
В соответствии с этим предположением Н. П. Лихачев усматривал во владельце буллы с именем
Петра князя Ярополка Изяславича, сидевшего в Выштороде в 1078 г., а затем с 1078 со 1086 г. во
Владимире Волынском 2. В связи с буллами, несущими имя и изображение св. Феодосия, он
припомнил указание Любецкого синодика о существовании великого князя Феодосия Черниговского
и княгини его Евфросинии3. Вопрос о принадлежности булл с изображением св. Василии был
оставлен Н. П. Лихачевым без рассмотрения *. Наконец, булла с изображением святых Бориса и Глеба
была им предположительно отнесена рязанскому князю Гле-
1 Н. П. Лихачев. Материалы для истории византийской и русской сфрагистики, вып. 1. «Труды Музея палеографии», т. и.
Л., 1928, стр. 161.
г Там же, стр. 161—162.
3 Там же, стр. 162—163.
* Там же, стр. 163—164.
Ю* 147
|
|
|
Предыдущая |
Начало |
Следующая |
|
|
|